Личное мнение: Карельским депутатам «втюхивают» антиконституционный законопроект

Повышение возраста на право владения охотничьим оружием должно повлечь неожиданные последствия

В минувшую среду в стенах Заксобрания прошло заседание Комитета по законности и правопорядку. Одним из рассматриваемых вопросов стала инициатива коллег из Орловской области, которые собираются увеличить возраст для покупки охотничьего оружия до 21 года.

Повышение возраста на право владения охотничьим оружием должно повлечь неожиданные последствия

На комитете никто из присутствующих так и не пояснил, зачем это нужно. Долгие рассуждения депутата Валерия Шоттуева к сути вопроса, на мой взгляд, вообще никак не относились. Пришлось самому выяснить, что же подвигло орловских парламентариев на этот шаг.

Леонид Музалевский, председатель Орловского областного Совета народных депутатов, объяснил инициативу тем, что ежегодно в России фиксируются преступления, связанные с незаконным обращением огнестрельного оружия лицами, не достигшими 21 года. «Многие из этих граждан в соответствии с законом получают право на приобретение такого оружия в 18 лет. Но, в силу возрастных особенностей, психологической незрелости, подростки не в полной мере осознают общественную опасность своих действий», - считает он.

Правда, не совсем понятно – почему именно 21 год? Неужели регистрируется меньше преступлений с оружием, совершенных более старшими россиянами? Оказывается, дело не в этом. «Человек, достигший возраста 18 лет, не всегда может соответствовать требованиям, предъявляемым к взрослому человеку», - говорится в обращении орловцев. – «В возрасте восемнадцати-двадцати лет, проявляя большую активность, молодые люди, тем не менее, часто наиболее зависимы от мнения определенной социальной среды, средств массовой информации, социальных сетей, которые не всегда создают правильные жизненные ориентиры».

Авторы инициативы не скрывают, что к действиям их подтолкнула керченская трагедия. Но лично я очень сильно сомневаюсь, что террорист не в полной мере осознавал опасность своих действий. А построение законопроекта на поведении одного маньяка напоминает не аналитику, а истерику.

Напомню, что орловцы не одиноки в своем преклонении перед сакральным числом 21. Российский Минздрав поддержал законопроект, согласно которому алкоголь в стране нужно продавать лицам не моложе этого же возраста. Глава ведомства Вероника Скворцова напомнила: «Мы знаем, что в молодом возрасте алкоголь действует наиболее разрушительно».

Что ж, от врачей ничего другого мы слышать и не должны. Но как быть с законодателями? Похоже, орловские депутаты – как и наши – не учли, что такой закон, будь он принят, нарушает статью 60-ю Конституции РФ, которая гласит: «Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет». Никаких исключений, которые регулировались бы иными федеральными законами. Это называется дееспособностью, ограничить которую может только суд. А запрет совершеннолетнему гражданину на занятие любительской охотой, как я понимаю – это поражение в правах. Как и отказ дееспособному человеку в продаже алкоголя.

Впрочем, разбираться с вопросами конституционности оставим юристам, и поговорим о целесообразности. Думаете, я не хочу, чтобы «алкашку» и оружие продавали людям постарше? Да я обеими руками «за»! Все, что нужно сделать – поменять возраст полной дееспособности. Давайте! Только и служить в армии мы будем призывать с 21 года, и женить детей с того же возраста (за исключением случаев внезапно возникшей беременности), и права автомобильные выдавать, и к выборам допускать.

А вы как думали? Только так. Если человек в 18 лет «не всегда может соответствовать требованиям, предъявляемым к взрослому человеку» - какая ему служба? Если он интеллектуально не дорос до двустволки - как ему доверить боевое оружие, к тому же автоматическое?

А коли юнец так подвержен влиянию соцсетей, и жизненные ориентиры у него не те – к избирательной урне ему на пушечный выстрел подходить нельзя! Он там такого наизбирает...

И никаких свадеб. Просто чтобы не ставить жениха в глупое положение. Представьте себе: «Любимая, пошли в ЗАГС, но шампанского выпьем через три года. Сейчас нам не продадут».

Так что – вперед, к реэмансипации! Хотя – а что нам Конституция? Мы живем в стране, где выпивка до 21-летнего возраста действует на организм разрушительно, а, скажем, парашютное десантирование в тыл врага – исключительно благотворно. Погибнуть за Родину парень обязан, а уток пострелять – мал еще. Ну, давайте соответствовать.

…Одобренный комитетом законопроект будет обсуждаться на пленарном заседании в четверг. Результат предсказать сложно – возможно, кто-то из тех, кто на комитете не присутствовал, укажет коллегам на явное расхождение инициативы с реальностью. Были у нас уже такие демарши… Но хотел бы напомнить: в карельской глубинке рыбалка и охота остаются главными развлечениями местных мужиков. В том числе и 19-летних «дембелей». И в случае принятия вышеозначенного законопроекта я бы, на месте депутата Шоттуева и других поддержавших, в деревню больше не ездил бы.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №51 от 12 декабря 2018

Заголовок в газете: Вопросы дееспособности

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру