Политфокус: как в Карелии работают «списочные», но не «списанные» депутаты

Республиканская организация КПРФ вновь наступила на старые грабли

Из партии исключили, но во фракции оставили: этот узаконенный парадокс больно бьет по имиджу карельских коммунистов

Республиканская организация КПРФ вновь наступила на старые грабли
Фото: Людмила Корвякова

Расхожую фразу «выборы начинаются на следующий день после выборов» многие не воспринимают всерьёз. Но только не те, кто так или иначе связан с реальной, а не диванной политикой. Им-то известно, что выборный процесс не прекращается никогда, просто накал его возрастает по мере приближения ко дню голосования.

Хотите верьте, хотите нет, но уже сейчас, когда до выборов в карельский парламент остаётся полтора года, в партиях началась движуха по формированию будущих списков кандидатов. Особая борьба разворачивается за то, чтобы попасть на первые три места в субъектном партийном списке. Ведь четыре фракции в ЗС РК насчитывают в своих рядах всего по три человека. В трёх из них – КПРФ, ЛДПР, «Яблоко» – все их члены прошли по партспискам.

Особняком стоит «Справедливая Россия», в ней два списочника, и один депутат – Андрей Рогалевич – одномандатник, выигравший выборы в Сегеже. Понятно, какой приз достаётся тем, кто занимает первые три места в списке своей партии. Потому и борьба за них разворачивается нешуточная.

Если навести политфокус на партии, представленные в карельском Законодательном Собрании, то на данный момент несомненный интерес вызовут коммунисты. Вовсе не потому, что они фонтанируют идеями, законопроектами или яро оппозиционируют кому-то. «Рулонный эпатаж» в ЗС на данный момент можно считать вершиной их политтехнологических возможностей. В то же время это и целеуказатель, дающий понять, на какие политические фокусы рассчитывает КПРФ в будущей выборной кампании.

Однако наибольший интерес у политических наблюдателей коммунисты вызывают исключительно из-за постоянных внутренних схваток, как в немногочисленной (трёхчленной) парламентской фракции, так и в самой карельской верхушке партийного руководства.

Ничего нового в этом нет. Такие «бои местного значения» сопровождают карельское отделение КПРФ на протяжении всей истории её существования. Достаточно будет вспомнить только относительно свежие из них, а именно: выбраковку из коммунистических рядов депутатов ЗС РК прошлого созыва двух Александров – Степанова и Меркушева.

Оба занимали высокие посты, и некоторое время их даже можно было назвать лицом партии в Карелии. Но пришёл момент, и подросшая смена с лёгким сердцем «очистилась» от них, освободив место в партийных списках для других имён.

Однако, избавившись от старых партийцев и закалённых в прежних выборных баталиях бойцов, карельская КПРФ не сумела освободиться от инерции внутривидовой борьбы. И в прошлом году из КПРФ с формулировкой «за дискредитацию и неисполнение решений партии» был исключён не абы кто, а снова действующий депутат ЗакСа - Валерий Шоттуев.

Естественно, случившийся казус его однопартийцы никак не связывают с предстоящими выборами, но суть от этого не меняется: одно место в партийном списке КПРФ стало вакантным. Всё в точности, как и на прошлых выборах. Останься в партии Меркушев и Степанов, вряд ли нынешние депутаты заняли место в парламенте. Ведь они тоже избирались по партспискам. Так что для некоторых депутатов и тех, кто желает занять их места, выборы уже вовсю идут.

Кстати, фокусируя взгляд на всех этих коммунистических исключениях, замечаешь ещё одну существенную для политической жизни проблему. Все исключенные из КПРФ депутаты спокойно досиживают свой срок в парламенте и, более того, не покидают партийную фракцию. Вот и получается, что Меркушев, Степанов, а теперь и Шоттуев, прочно ассоциируются у избирателей с коммунистами, хотя партбилет у них отобран. Как такое может быть? Очень просто.

Ещё в 2012 году Конституционный суд России вынес постановление, согласно которому «списочный» депутат может покинуть ряды партии, по списку которой он был избран, но обязан остаться в составе фракции. Оставить её он может только добровольно, исключить нельзя. То есть списание его с партийного корабля на берег не может служить основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий.

На первый взгляд, это постановление действует во благо – защищает депутатов-партийцев от партбюрократии, которая, чего греха таить, зачастую может сводить личные счёты, прикрываясь партийными интересами. Но в реальности такое положение дел приводит к некоей уродливости в политике. Тот же Шоттуев может везде представляться членом фракции КПРФ, и все его будут считать коммунистом. Кстати, так и происходит: депутат Шоттуев посещает больше мероприятий, чем двое других депутатов фракции, и всюду его комментарии – не всегда логичные - облегчают труд журналистам. Если Шоттуев пришёл – новость в кармане. Его узнаваемость точно не самая низкая среди карельских коммунистов.

Вот и в прошлую субботу 22 февраля, в предпраздничный день, в Рыбреке состоялась встреча главы Карелии Артура Парфенчикова с избирателями. Как вы думаете, кто из депутатов-коммунистов не поленился в законный выходной отправиться в далёкую Рыбреку? Конечно же Шоттуев, который на всех фото и в телесюжетах, посвящённых данной встрече, «светится» в первом ряду.

В результате складывается весьма неоднозначная ситуация. Лидер карельских коммунистов Евгений Ульянов вынужден по всем, мягко скажем, спорным высказываниям своего бывшего однопартийца публично пояснять: «Выступление Валерия Николаевича Шоттуева не отражает позицию КПРФ по этому законопроекту, Шоттуев ещё летом прошлого года исключен из КПРФ за дискредитацию и неисполнение решений партии».

Глупейшая история! Из которой следует, что хоть и освобождено место в партсписке для предстоящих выборов, но политических очков карельской КПРФ это не добавило. От исключения Шоттуева вреда для партии больше, нежели пользы.

Впрочем, всё это было хорошо видно ещё на примере прошлых исключений. Но никто ни в КПРФ, ни в какой-то другой партии не озаботился выступить с законодательной инициативой по изменению закона «Об общих принципах организации…». А зря! Представьте на минуту, что произойдёт, если, к примеру, член фракции «Единой России» вдруг начнёт голосовать за все предложения тех же коммунистов или ратовать за что-нибудь совсем уж непотребное? И никак не сможет избавиться «ЕР» от него и от шлейфа его высказываний. Так что надо что-то делать с законом, который допускает возникновение таких неоднозначных ситуаций.

Надежды в этом плане на коммунистов нет. Ведь на сайте Законодательного Собрания Карелии Валерий Шоттуев до сих пор представлен как «заместитель руководителя фракции Карельского республиканского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации». То есть даже из кресла замруководителя фракции они его убрать не в состоянии? Или подошли к этому делу формально, не удосужившись сообщить избирателям об изменении статуса бывшего коммуниста?

А ещё хочется пожелать карельским коммунистам: к следующей кампании так составьте свой партсписок, чтобы потом не исключать из КПРФ своих же депутатов. Не стоит действовать в точности по афоризму Лоренса Питера, канадско-американского педагога и литератора: «От своих кандидатов мы не ожидаем ничего хорошего, но надеемся на лучшее».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру