Политфокус: Кому поможет перед выборами электронный сбор подписей за кандидатов

Карелия примет участие в эксперименте Центральной избирательной комиссии РФ

Карелию можно поздравить. Председатель ЦИК России Элла Памфилова сообщила, что наша республика попала в эксперимент по электронному сбору подписей при выдвижении кандидатов и партий на предстоящих в этом году выборах в Законодательное Собрание РК.

Карелия примет участие в эксперименте Центральной избирательной комиссии РФ
Фото: Людмила Корвякова

Кроме нас такой чести удостоены ещё четыре региона: Курская, Новгородская и Оренбургская области, а также Чечня. Сразу уточняем: речь идёт только о сборе подписей, про электронное голосование пока ничего не известно. Хотя, кто знает, может, и здесь мы будем впереди России всей?

Электронный сбор подписей (ЭСП) для нашей страны дело не совсем новое, хотя из статуса эксперимента ещё не вышедшее. В прошлом году оно было опробовано на губернаторских выборах в Пермском крае и Республике Чувашия, а также на выборах депутатов Заксобрания в Челябинской области. Проба была признана успешной. Сообщалось, что было собрано более семи тысяч подписей в электронном виде. В частности в Челябинске ЭСП воспользовались пять партий и три кандидата. Важнейший момент: ни одна из таких подписей не была забракована избирательными комиссиями.

То, что избиркомы не лютовали и все подписи признали - это, конечно здорово. Ведь проверка подписей на бумаге – это стресс для любого кандидата. И давно превратилась в некую выбивалку неугодных персон из выборного процесса. Но смущает общая цифра. Семь тысяч электронных подписей – это много или мало?

Обратимся к выборам депутатов ЗС Карелии в 2016 году. В Петрозаводском округе №1 тогда насчитывалось 29323 избирателей. Чтобы выдвинуться кандидатом, по нынешнему законодательству необходимо собрать 3 процента подписей «избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа». Делим, умножаем, получаем, что 879,69 избирателей должны подписаться за вас. Округляем до 880 и делим на два. Каждый, кто захочет стать карельским парламентарием, может поэкспериментировать и собрать 440 электронных подписей. Округов насчитывается 18. Умножаем 440 на 18 и получаем, что кандидаты в парламентарии имеют право собрать на выборах в Карелии 7920 электронных подписей. То есть на прошлогодних выборах губернаторов Чувашии и Пермского края, плюс на выборах депутатов Заксобрания в Челябинской области собрали меньше эл-подписей, чем имеют право собрать только в одной Карелии. Эта избирательная арифметика заставляет задуматься: а таким ли успешным был прошлогодний эксперимент?

Перелистаем архив. В прошлом году на выборах в Чувашии победил врио Главы Чувашской Республики Олег Николаев. Поскольку на выборы он шёл «самодвигом», то есть не от какой-либо партии, ему нужно было собрать не менее 4632 подписей избирателей в свою поддержку. Врио собрал 5095.  Из них 1158 были собраны через единый портал государственных и муниципальных услуг, то есть электронных.

Пермский край. На выборах губернатора побеждает Дмитрий Махонин. По удивительному совпадению тоже врио губернатора и самовыдвиженец. Но он покруче своего коллеги из Чувашии будет. Собрал аж 21862 подписи! Из них электронных – 4997. Это предельное количество, которое можно было собрать через портал «Госуслуги». 

А теперь суммируем чувашские и пермские подписи – 6155! Напоминаем, что по официальным данным на этих, а также челябинских выборах в региональный парламент было собрано более семи тысяч подписей. Получается, что все партии и кандидаты Челябинска, а также другие кандидаты в губернаторы в Перми и Чувашии собрали только тысячу подписей. В семь раз меньше, чем два врио! И это при том, что в Челябинской области кандидаты и партии могли собрать через портал «госуслуг» до половины подписей, а в Чувашской Республике и Пермском крае – до 25 процентов. И при таких возможностях челябинцы смогли собрать через интернет не более 9 процентов (данные ЦИК России) от максимально возможного числа подписей. В чём же здесь закавыка?

Многие до сих пор считают, что ЭСП в России – это уступка властей оппозиции. Мол, опасаясь протестов, власть начала принимать законы, позволяющие использовать на выборах возможности интернета. Однако по приведённым выше примерам видно, что именно кандидаты, обладающие административным ресурсом (утверждать, что они точно его использовали, не берусь), сумели использовать ЭСП на полную катушку. А остальные?

Остальные - в частности, лидер челябинского «Яблока» Ярослав Щербаков - говорили о проблемах, с которыми столкнулись кандидаты и партии, когда решили организовать ЭСП. Кратко перечислим их: отсутствие возможности собирать подписи с момента выдвижения; невозможность поставить подпись в мобильном приложении (только через компьютер); большое количество жалоб избирателей на сложность процесса своего волеизъявления; двум кандидатам, в том числе самому Щербакову, «спустя несколько дней после регистрации заявления о начале сбора подписей система «обнулила» уже поставленные и предложила вновь отправить заявление в подтверждении начала сбора подписей».

То есть возникли технические проблемы. В результате партиям и кандидатом пришлось собирать подписи по старинке, на бумаге. Отсюда и результат по ЭСП: партия «Яблоко» собрала всего 578 подписей из 6546 возможных. Менее 9 процентов от лимита и менее 4,5 процента от  необходимого числа подписей. Другим партиям и кандидатам даже такой, прямо скажем, не суперский результат оказался не по зубам.  

Очень хочется надеяться, что в Карелии будут учтены технические заморочки при сборе ЭСП на прошлых выборах, и мы не столкнёмся с тем, что собирать эл-подписи смогут только административно-ресурсные кандидаты. Хотя сложности, конечно, будут. Ведь и кандидат, и партии, и избиратели, решившие поддержать кого-то из них, должны будут открыть на портале «Госуслуг» соответственно личный кабинет кандидата, личный кабинет избирательного объединения, личный кабинет избирателя.

Думается, сделать это будет не просто. Не зря же ЦИК Карелии уже 25 февраля собирает представителей карельских политических партий на проводимый ЦИК России в дистанционном режиме обучающего мероприятия с длинным названием: «Личные кабинеты политических партий на ЕПГУ и их использование. Сбор подписей избирателей с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Кстати, нужно уточнить, что не все партии будут озадачены ЭСП. В Карелии не придётся собирать подписи «Единой России», КПРФ, ЛДПР, «Справедливой России» (которая скоро сменит название) и «Яблоку». Всем остальным партиям, а их в республике еще 18, придётся осваивать азы ЭСП.

Последний вопрос, на который хотелось бы найти ответ: кому оказался выгоден ЭСП? На первый взгляд, оппозиции, в рядах которой немало молодых людей, не мыслящих себя без интернета. Но почему-то опять получается так, что новым инструментом хорошо пользуется именно власть. Кстати, и норма о том, что в электронном виде можно собрать только половину подписей, сводит на нет плюсы нововведения. Избиркомы как могли браковать подписи неугодных кандидатов, так и дальше смогут использовать этот инструмент. Тем более, что требования к оформлению бумажных подписных листов опять ужесточились.

Однако, хотим мы этого или нет, волна цифровизации выборного процесса докатилась и до Карелии. Что она смоет, какие тайны откроются перед нами, пока неясно. Но, кажется, совсем не за горами то время, когда сидя на диване и попивая чаёк мы будем выбирать депутатов, губернаторов и президентов… Только бы айфон, комп, Wi-Fi, интернет в этот момент не заглючили бы. И электричество не отключили.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру