Группа активистов из Приладожья хотела вынести на обсуждение населения округа несколько вопросов, касающихся формирования органов местного самоуправления нового муниципального образования республики. Едва ли не самым принципиальным из этих вопросов является избрание главы Сортавальского муниципального округа на прямых выборах. 21 мая инициативная группа по проведению референдума организовала в Сортавале своё собрание, после которого направила его протокол в избирательную комиссию Карелии с просьбой о регистрации группы. Однако 5 июня карельский Избирком отказал сортавальским активистам в этой просьбе.
Депутат Законодательного собрания республики Мария Гоголева, которая сама входит в инициативную группу по проведению референдума, потребовала от Верховного суда Карелии отменить решение Избиркома. Но на рассмотрение своего иска депутат Гоголева не приехала - её интересы в суде представлял известный петрозаводский юрист, а в прошлом - городской прокурор Глеб Суржко.
Он попытался доказать судье Наталье Ивановой несостоятельность доводов Избирательной комиссии Карелии, которая в качестве одной из причин отказа указала отсутствие в протоколе собрания инициативной группы точного места его проведения. Суржко выразил удивление этим доводом, поскольку в протоколе значится адрес, где проходило собрание - Садовая, дом 1, а по действующему законодательству этого вполне достаточно.
"Что мешало избирательной комиссии провести проверку и убедиться, что в этом здании находится общественная приёмная депутатов Законодательного собрания Карелии, в частности - моей доверительницы Марии Гоголевой? Почему это является нарушением порядка? Место указано", - заявил Суржко во время судебного разбирательства.
Однако секретарь Избирательной комиссии Карелии Григорий Футрик в ответ возразил, что организаторам собрания нужно было указать и помещение, где проходила встреча.
"Человек пришёл по этому адресу, а куда дальше идти, он не знает", - пояснил суду Футрик, который считает, что тем самым организаторы собрания ущемили права граждан, не сумевших на него попасть.
Правда, когда представитель истца поинтересовался, обращался ли кто-то из жителей Сортавальского муниципального округа с жалобой по этому поводу, секретарь Избиркома Карелии был вынужден признать, что таких жалоб не поступало.
Ещё одной причиной отказа в регистрации инициативной группы, по словам Григория Футрика, стало то обстоятельство, что её участники предложили ответить жителям Сортавальского муниципального округа сразу на несколько вопросов о формировании органов местного самоуправления, и это якобы создаёт "неопределённость правовых последствий". Но представитель истца не согласился и с этим доводом Избиркома Карелии, отметив, что все предложенные вопросы связаны между собой.
"А что вы предложите избирателю, который, например, согласен с первым вопросом, но не согласен с прямыми выборами главы округа?", - не сдавался секретарь Избиркома Карелии.
"Если он не согласен с каким-то из вопросов, он голосует против, - парировал Глеб Суржко. - Если местные жителей не устроит предложенная модель формирования органов местного самоуправления Сортавальского муниципального округа, они делегируют эти полномочия новому представительному органу".
Как было отмечено во время судебного заседания, 14 июня в Сортавальском округе уже началась избирательная кампания по выборам депутатов нового муниципального образования. Однако если бы Избирком Карелии зарегистрировал инициативную группу по проведению референдума, выборы бы не были назначены.
"Почему вы так поторопились?", - поинтересовался Глеб Суржко у секретаря Избиркома Карелии, но тот смог только констатировать: "Правовых препятствий для назначения даты выборов не было".
Как ожидается, Верховный суд Карелии вынесет свое решение по иску депутата Заксобрания республики Марии Гоголевой 26 июня. Вопрос о местном референдуме в Сортавальском муниципальном округе, по всей видимости, ещё рано считать закрытым.