Что такое суземка, и как ею когда-то пользовались карельские солевары

Как карельские поморы пол Европы солью снабжали. Часть первая

Обычная столовая соль, мелкая итальянская монета сольдо, солдаты армии Петра, прошедшие в 1702 году по "Осударевой дороге" – что, казалось бы, общего в этих привычных нам понятиях и персонажах? О таинственных соответствиях вам сегодня расскажут научные сотрудники Национального музея Карелии Михаил Данков и Диана Проц, подготовившие любопытные исследования для публикации в трудах Государственного Эрмитажа "Петровское время в лицах-2019" и в сборнике музея артиллерии "Война и оружие. Новые исследования и материалы".

Как карельские поморы пол Европы солью снабжали. Часть первая
Старинная солеварня. Рис. letopis-nn.ru

Песня за два сольдо

Не стоит предполагать, что соль служила лишь приправой для вкусовых ощущений: древние люди долгое время с не меньшим удовольствием поглощали бессолое жареное мясо, рыбу или хлеб. Изначально человек вел натуральное хозяйство, охотясь и возделывая землю, и изрядно в этом преуспел. В разных регионах стали возникать, говоря современным языком, "кризисы перепроизводства". Так начался товарообмен, который потребовал создания эквивалента стоимости продукции и услуг - прообраза денег. У некоторых народов им служили камушки с дырками или ракушки, иногда меха и редкие металлы. Но универсальной и самой "твердой валютой" на средневековом западе и севере Европы оказалась именно соль. Без нее и еды не запасешь, и в дальнюю дорогу не отправишься - Америку открывать.

Соль как консервант, наравне с заморскими специями, обладающими теми же свойствами, стала дороже золота. Из нее даже делали деньги - и в Китае, как писал Марко Поло, и в Европе. У немцев сохранилась поговорка: "Он проел свой геллер", которую следовало понимать буквально, так как эти мелкие монетки "отливали" из соли.

Значение этого чудесного минерала в развитии нашей цивилизации трудно переоценить. Лингвисты скажут, что в почти 40 европейских языках слово "соль" звучит практически одинаково. Исключениями являются подзабытый идиш, трудно понимаемый даже англичанами валлийский, а также мальтийский и албанский языки.

В Европе ее добывали из водно-солевых пластов в колодцах глубиной подчас до 50 метров, затем выпаривали и продавали буквально на граммы. Отсюда и появился весовой эквивалент минерала - римская монета сольдо, а также название "солдат" - вооруженный человек, охранявший соль. Позднее солдатами стали именовать всех воинов, в том числе и в российской армии.

Со временем, после обнаружения естественных солончаков и механизации добычи соли, ее стоимость снизилась. Как, впрочем, и итальянская монетка "сольдо", вышедшая из оборота в этой стране в 1947 году. Но знаменитая песенка "Canzone da due soldi", более известная нам как "Я спою вам эту песню за два сольдо", осталась в памяти меломанов.

Край, где не нужны колеса

Мы уже рассказывали читателям о том, как в 1702 году пять отборных батальонов царя Петра совершили пеший "потаенный" рейд от Белого моря к Онежскому озеру и далее по воде к шведскому Нотебургу в истоке Невы. Победная баталия по взятию этой свейской крепости открыла для России выход в Балтику, а значит, и в Европу. Их беспримерный марш-бросок на 170 верст менее чем за 10 дней проходил по маршруту, где "леса сплошь, чертово место, одно слово "сузёмка". В это понятие поморы вкладывали всю суть предстоящих путешествий: от плохой дороги, волока до дремучего леса, по которому "ходят пеши, верхами, или на волочугах". Но гвардейцы русского царя с обозами сумели пройти этот путь на одном дыхании. Как им это удалось?

Большинство историков считают, что "Осударева дорога" была проложена по досель нехоженой карельской тайге. Но в своих исследованиях сотрудники Национального музея, опираясь на хранящиеся в его фондах материалы и на исследования других ученых, пришли к выводу, что древние пути, связывающие Русский север с центром страны и с Западной Европой, существовали задолго до петровского похода, и армейская трасса была проложена именно по этим средневековым "сузёмкам". А еще их можно назвать "Великим поморским соляным путем".

В пользу этой версии свидетельствуют факты, что строительство пути проводилось одновременно с берегов Белого моря и Онежского озера. В июле 1702 года организатор "Осударевой дороги", сержант лейб-гвардии Преображенского полка Михаил Щепотев денно и нощно, не вылезая из седла, носился по тайге, покрывая большие расстояния, и писал царю депеши о проделанной работе.

Читайте по теме: "Как сержант фельдмаршалом командовал"

Такое стремительное передвижение "птенца гнезда Петрова" доказывает, что бомбардир, любимец государя заранее знал хоженные пути поморов-солепромышленников, проложенные за столетия до подготовки стратегического азимута. И это могли быть только "сузёмки".

"Сузёмки" возникли еще в X веке, когда ватаги новгородских ушкуйников-разбойников, а позднее староверы-раскольники пробирались в поисках лучшей доли на Север, обосновывали скиты и поселения на побережье Белого моря и в устьях рек. Они били морского и пушного зверя, добывали рыбу, заводили торговлю с соплеменниками и с европейскими негоциантами. Но построить тракты, как в центральной Руси, через тайгу им было просто не по силам.

И все же "новые русские северяне" приспособились к суровым условиям. Поморы отказались от колесных телег - традиционного средства перемещения груза. Зимой свой товар они везли на санях по замершим водоемам, летом на лодках-волокушах. При необходимости попасть на другое озеро или реку, эти шитые из досок "амфибии" вытаскивали на берег, подкладывали под днища бревна-катки и тащили "внатяг" к другому водоему. Павел Алеппский, участник греческого посольства патриарха Макария в Московию в 1654-1656 годах, с ужасом писал: "Одному Богу известно, до чего трудны и узки здешние дороги: мы…не встречали таких затруднений и таких непроходимых путей, как здешние, от которых бы поседели и младенцы".

К XVIII веку сложилось несколько основных торговых путей на территории современной Карелии, связавших Русский Север с метрополией. К наиболее древним относится западный путь, от побережья Белого моря до Кексгольма на Ладожском озере, второй срединный на Повенецкий посад к Онего-озеру, и третий - Кенозерский (или Илецкий) волок. Был еще один маршрут вдоль берегов Белого моря прямиком в Архангельск, называемый Колежемским (Усть-Онежским) трактом.

Именно поморская "сузёмка" на Повенец сыграла исключительную роль в истории нашего края. Этим плохим, но все-таки путем, не отмеченным ни на одной карте, и воспользовался Михаил Щепотев - сам из мужиков, умеющий общаться с простолюдинами и наверняка выведавший у них ближний путь от Студеного моря к Седому Онего. Иначе трудно объяснить его столь скорый и одновременно оптимальный проект трассы: сержант заранее знал, как она будет пролегать.

Читайте далее: "Древние технологии: как в Нюхче в средневековье варили соль"

Редакция благодарит Национальный музей РК и рукописный отдел архива Института истории материальной культуры РАН Санкт-Петербурга за фотоснимки и иллюстрации.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру