Первая монорельсовая железная дорога могла появиться столетие назад в Карелии

Все было совершенно реалистично, на основе научных открытий

Гироскоп, с помощью которого сегодня работают игровые приставки и летают квадрокоптеры, был известен с конца позапрошлого века, и на его основе выдающийся изобретатель предлагал построить монорельс от Петрозаводска до Мурманска.

Все было совершенно реалистично, на основе научных открытий
Монорельс, который успели проложить в 1921 году от Детского Села до Средней Рогатки. Фото alternathistory.com

Мы уже рассказали, как последний, 25-й губернатор царской Олонии Александр Шиловский создал Общество изучения Олонецкой губернии, и чем оно занималось. Об одном из самых любопытных эпизодов из жизни ОИОГ стоит рассказать подробнее.

На собрании 14 мая 1913 года член "губернского по воинским делам присутствия" Г.Павлов выступил с докладом "О применении быстро вращающегося волчка (гироскопа) в целях уравновешивания тел и об однорельсовых дорогах". А заведующий электрической станцией И. Лусман продемонстрировал действующую модель, которая "несколько раз взад и вперед двигалась по изогнутой рельсе, соблюдая безусловную устойчивость".

Это тогда казалось фантастикой. Докладчики предлагали - ни больше ни меньше - продолжить строительство железной дороги от Петрозаводска до Мурманска в виде монорельсового пути, что, как они отмечали, даст большую экономию средств. И это было не чудачество, а предвидение нового вида транспорта... 

Таким видели монорельсовый поезд в начале ХХ века

На показе модели присутствовал почти однофамилец губернатора Шидловского - Петр Петрович Шиловский. Он тоже был представителем древнего дворянского рода и тоже юристом. 

Петр Шиловский

Но самое главное: Петр Шиловский был автором идеи использования гироскопа на транспорте и владельцем "Привилегии" - патента на "Устройство для сохранения равновесия повозок или других находящихся в неустойчивом положении тел".

Несмотря на гуманитарное образование, Петр Петрович стал известен как блестящий разработчик проектов, связанных м использованием удивительных свойств гироскопа. Среди его изобретений - устройства против качки на судах и аэропланах (испытывалось на знаменитом самолете Игоря Сикорского "Илья Муромец"), приспособления для стабилизации корабельных орудий. Но серийно применять эти новшества российские военные ведомства отказывались.

Раздосадованный Шиловский вскоре после демонстрации модели в Петрозаводске подал в отставку и уехал в Англию. Там он продал королевскому флоту права на артиллеристские стабилизаторы, и менее чем за полгода построил на фирме Wolseley Tool & Motorcar Company двухколесный гиромобиль длиной в четыре метра и весом почти четыре тонны, с фурором разъезжавший по улицам Лондона. 

И вот любопытный момент истории. Примерно в то же время, когда проходило знаменательное собрание Общества, в нашем городе появился первый автомобиль, приобретенный некой мещанкой Анной Тимофеевой.

Читайте по теме: "110 лет назад в Петрозаводске появился первый автомобиль"

И сделан он был на фирме Wolseley. Вот и гадай: совпадение ли это или протекция губернатора, который наверняка уже имел деловые контакты с англичанами?

Вернувшись из Британии в 1921 году уже в Советскую Россию, Шиловский предложил правительству Ленина свой давний проект строительства монорельсового дороги Петроград - Гатчина. Его поезд с гироскопом брал в три вагона 400 пассажиров и мог мчать их со скоростью 150 км/час. Проект был принят, и строительство началось, но вскоре у большевиков кончились деньги...

Год спустя, плюнув на советскую власть, Петр Петрович с женой окончательно эмигрировали в Великобританию, где он долгое время работал на благо компании Sperry Corporation. Умер забытый на родине изобретатель в 1957 году, прожив 85 лет.

Редакция благодарит Национальный архив за помощь в подготовке материала.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру