Секреты петрозаводской Пряничной феи: как увлечение стало успешным бизнесом. ФОТО

Карельская бизнес-вумен рассказала, как получить прибыль с wow-эффекта и заработать на мастер-классах

04.12.2018 в 08:24, просмотров: 1110

Викторию Шилову клиенты знают как «Вика-Пряники». Жительница Архангельской области, она приехала учиться в Петрозаводск еще в 2000 году. Много лет работала в сфере торговли на руководящих должностях. А сейчас отказалась от работы по найму в пользу собственного бизнеса – изготовления пряников и проведения мастер-классов. Через два года после первого пряника, изготовленного и расписанного своими руками, открыла в городе мастерскую. Корреспондент «МК» в Карелии» побеседовала с бизнес-леди, по совместительству – мамой-декретницей.

Секреты петрозаводской Пряничной феи: как увлечение стало успешным бизнесом
Виктория Шилова в своем кулинарном царстве. Фото: Людмила Корвякова

Где брать силы?

- Я всегда была менеджером высшего звена, - рассказывает Виктория, точными движениями нанося на пряничное сердечко узоры розовой глазурью. – Помогала развивать и организовывать чужой бизнес, уровень моей зарплаты всегда был высок. Никогда не работала руками, о творчестве только мечтала. А потом забеременела вторым ребенком. И оказалась в плену своего дома.

Несмотря на то, что новорожденный забирает львиную долю материнской энергии (а ведь никто не отменяет при этом домашних забот о других членах семьи) и на то, что Виктория не оставила дистанционную работу, она признается – чувствовала себя в заточении.

Это чувство не понаслышке знакомо молодым мамам, привыкшим до рождения ребенка к активной жизни. Для многих декрет становится временем переосмысления: оставаться ли, когда малыш подрастет, на работе? Может, стоит поучиться чему-то новому?

В Карелии мамам в декрете предлагают особые условия обучения от управления труда. Можно, например, изучить азы работы мастера по маникюру. Или попробовать свои силы в организации бизнеса.

- Мне нужно было найти то, в чем я могла черпать силы и вдохновение, - объясняет Виктория. – Знаете, бывают такие переломные моменты – моменты озарения. Со мной было именно так. Руководитель предприятия, на котором я тогда трудилась удаленно, попросила выбрать подарки для важных клиентов к Новому году. Я открыла список вариантов и увидела пряники. Красивые, с логотипами, в коробочках. И тут я поняла – это же то, что я умею с детства.

Так появилась идея. Тогда еще – даже не бизнес-идея. Но по привычке просчитав финансовые затраты и возможную прибыль, Виктория решила попробовать вспомнить пряничные навыки.

О пользе соцсетей

В Архангельской области пряничная козуля – это как калитка в Карелии. Умеют если не все, то многие. Но если калитка – это просто пирожок, то пряничная затейливая фигурка с узорами из глазури – это еще и прекрасный сувенир. Храниться такой пряник может очень долго, не теряя ни красоты, ни вкуса. В семье Виктории было традицией на каждый праздник готовить пряничные подарки и угощения…

А дальше все было не просто быстро, а молниеносно: вместе с сестрами будущая пряничная фея вспомнила рецепт теста и глазури. Так первая партия пряников была готова.

- Руки помнили, что и как нужно делать. Я сфотографировала первые пряники, выложила в соцсеть, и друзья заинтересовались. Появились первые заказы. Потом, видя интерес к пряникам, я создала паблик.

Задействовав только социальные сети, без поддержки SMM, без знаний интернет-маркетинга, без таргетирования Виктория получила первую сотню подписчиков.

- Работало сарафанное радио. Кто-то заказал, рассказал друзьям, друзья друзей тоже пришли за пряниками, - вспоминает Вика.

На первые пряники была назначена минимальная цена – только чтобы «отбить» затраты на продукт, после в стоимость были включены расходы на электроэнергию и упаковку. Сейчас, по словам мастера, в ценообразовании фигурируют расходы на зарплату наемного сотрудника и деньги на развитие.

На первых порах многое из того, что было нужно для изготовления пряников, приходилось заказывать из СПБ и Москвы: современные натуральные красители, качественные вырубки, специальные коробочки. То, что было в магазинах, не подходило для работы. Кроме того, пришлось потратиться и на мощную духовку. Печь пряники маленькими партиями не выгодно: тесто необходимо заготавливать сразу в больших количествах, выпекать, соответственно, тоже. Первые расходы составили около 60 000 рублей.

Пряник с WOW-эффектом

- Следующим важным этапам развития стал один интересный заказ, - делится Виктория. – Девушка обратилась ко мне за пряничным топпером. Что такое топпер, я тогда не знала. Пришлось повозиться – формы нужной нет, перепробовала массу вариантов вырезания фигурки из теста, пока получилось что-то приличное. Так я стала предлагать заказчику не то, что я могу, а то, что он хочет.

Пряничный топпер сейчас – маст-хэв детских праздников. Любой самый скромный торт, испеченный мамой, украшенный яркими пряниками-мультяшками, сердечками и звездочками, фигурками с надписями, дает нужный эффект. Тот факт, что детям часто важней именно форма, давно раскусили маркетологи. Нередко мамы заказывают ребенку такой торт с WOW-эффектом: им можно похвастаться в соцсетях.

Продажа пряничных украшений (которые чаще заказывают комплектами, что сказывается на цене) шла бодро. Настолько, что Виктория ангажировала няню для маленькой дочки и задумалась над наймом помощника. За год она смогла обучить еще одну «пряничную фею», и даже уехать в отпуск.

- Делегировать полномочия нужно уметь. Это очень важно, - советует мастер.

Хотеть пряник

Продолжая работу в социальных сетях, привлекая новых подписчиков конкурсами и красивыми фотографиями, а также вежливым и внимательным отношением к заказу, Виктория разделила свою работу на две параллели: пряники коммерческие (топперы, фигурки мультгероев, сердечки с надписями и прочие «типовые» варианты), и та самая архангелогородская козуля, популяризации которой Виктория планирует уделять самое пристальное внимание.

- Работа с каждым клиентом индивидуальна. Однако, результат всегда одинаковый – заказчик получает тот продукт, который и хотел получить.

И здесь уже начинается работа на стыке бизнеса и психологии потребителя. Рецепт того теста, из которого вдохновенно пекла бабушка, пришлось немного изменить. Это – ноу-хау, которое Вика не раскрывает даже помощникам, в числе которых и родственники. Пришлось освоить новые техники украшения, перебрать несколько вариантов упаковок. То, что получилось в итоге, Виктория называет карельским пряником. А это уже совершенно новый продукт, который имеет все шансы стать, вслед за карельским иван-чаем, еще одним съедобным брендом республиканского уровня.

«Я должна отдавать»

Следующей вехой развития бизнеса Виктория Шилова считает первое приглашение на мастер-класс. Как выяснилось, желающих научиться чему-то новому, не обременительному и не слишком сложному, довольно много. Переступив через опасения, Пряничная фея провела первые занятия для детей, мастер-классы для взрослых на корпоративных праздниках. Полученное высшее педагогическое образование, равно как и навыки рисования, пригодились. Как результат – образовательные программы, проходящие сейчас лицензирование.

- Я поняла, что уже умею достаточно много, и могу делиться знаниями и умениями. Но – не бесплатно, - отмечает собеседница «МК» в Карелии».

За три недели Вика придумала и подготовила к открытию студию-мастерскую, где можно научиться создавать сладкий сувенир своими руками, и, если захочется, купить готовую продукцию. Уволилась с работы, написала бизнес-план и защитила его в центре занятости. Это принесло ей около 60 000 рублей, ушедших на оформление помещения в одном из зданий на Кукковке. Пришлось вложить еще около 20 тысяч, однако пряники к тому моменту уже приносили доход, позволяющий вкладывать средства в развитие бизнеса.

Еще одна статья дохода – обучение и консультирование желающих тоже заработать на пряниках. В месяц на пряниках можно зарабатывать по 18-20 тысяч, если делать все в одиночку. Если оптимизировать процесс – можно получить больше.

Дружба по бартеру

Что примечательно: в том же здании, где находится мастерская, расположено столярное производство, сотрудники которого за вменяемые деньги сделали столы, шкафы и прочую мебель. Дружить, полагает Виктория, нужно со всеми, с кем возможно. С фотографами, декораторами, «тортофеями» и всеми прочими. При этом бесплатно свой товар никто никому не отдает и услуг не оказывает. Но бартерная дружба оказывается нередко взаимовыгодной.

- Мне нужны новые профессиональные фото, фотограф желает пополнить свое портфолио и получить набор топперов для торта, - объясняет Виктория, расставляя на открытии мастерской посуду для чая. – Чтобы развиваться, надо дружить и уметь договариваться. Нередко эти умения оказываются полезней денег.

А еще начинающим предпринимателям владелица мастерской советует не бояться задавать вопросы и просить помощи у власти.

- Еще когда я регистрировала свое ИП, я сходила в налоговую, и там консультант мне объяснила, какую схему налогообложения лучше выбрать, как все оформить. Главное – спрашивать. Я сходила в Минэк, попросила совета – и там не отказали. В Корпорации развития республики также посоветовали много полезного. Планирую подать заявку на грант на развитие бизнеса. Это позволит окончательно привести в порядок мастерскую, поскольку сейчас довольно внушительную сумму придется отдавать за аренду.

Небольшое помещение далеко не в центре, не в самом проходимом месте, в месяц стоит более 300 рублей за квадратный метр. Сумма выходит действительно немалая, и высокую арендную плату Виктория считает одним из тех факторов, которые могут препятствовать развитию малого предпринимательства в городе.

Вопрос цены

Конкуренция в пряничном бизнесе тоже присутствует – это ниша, которая активно заполняется. Другое дело – уровень услуг и сама продукция. Правильная назначенная цена, полагает Виктория, позволяет не обесценивать свой труд. Поэтому она не делает скидок:

- У товара есть определенная цена, она не завышена. Демпинговать - не лучший вариант: снижение цены позволит временно привлечь клиентов, но они уйдут, как только расценки будут подняты.

И еще один важный совет: следить за качеством! Только в случае, если покупатель за свои деньги получает именно тот продукт, который он хотел приобрести, он вернется и останется. Впрочем, этот совет идеально вписывается в любую сферу бизнеса.