Во что играли петрозаводские пацаны 60 лет назад

Удивительно, но во времена, когда родителям не приходило в голову гулять с детьми, игры были куда опаснее нынешних

Журналист «МК в Карелии» продолжает вспоминать, чем развлекались его ровесники, когда карельская столица была в основном деревянной.

Удивительно, но во времена, когда родителям не приходило в голову гулять с детьми, игры были куда опаснее нынешних
Так играли в "Пристенок". Рис. locals.md

"Ножечки" и "Пристенок" 
Конечно, не все наши игры были для острых ощущений. Например, "Ножечки". Нож, должен сказать, у нас был престижной вещью. Перочинный складной - с несколькими лезвиями, шилом, отверткой, а уж если с ножницами – вообще всем на зависть! В том числе и мне: не было у меня такого богатства. Как и "финки" - самодельного ножа с наборной рукоятью из разноцветной пластмассы или из карельской березы – как считалось, оружия «урок», уголовников. Если "финка" от старших парней попадала к нам, молокососам, в руки, то первым делом ее с видом знатока клали поперек ладони: если лезвие длиннее, то достанет до сердца. Так мы почему-то предполагали.
Но такие ножи имели немногие. У нас же были обычные складные с одними или двумя лезвиями.

Ими-то и играли в «Ножечки».  Ножом мы очерчивали на земле круг, делили его чертой пополам (если играли двое) и по очереди метали нож в землю. Воткнулся: по линии его лезвия тянули черту до границ круга – это завоеванная тобой "земля". Проигрывает тот, у кого "земли" оставалось меньше, чем можно вступить одной ногой. Вторая нога должна быть в воздухе. Эво как! В "Ножички" играли и девчонки, и мальчишки.


Реже в нашем дворе играли в "Пристенок". Суть заключалась в следующем. Ребром монеты наискось ударяли по стенке (отсюда и название) так, чтобы она, отлетев, упала как можно ближе к денежке другого игрока. Если от своей монеты до нее можно было дотянуться, растопырив большой и указательный пальцы, то монеты - твои. Но, повторюсь, эта азартная забава не была у нас в почете. Может быть, потому что - снова обращусь к Высоцкому - "…играли мы в "Пристенок" с крохоборами, и вот ушли романтики из подворотен ворами". И последнее слово для нас было подсознательно неприемлемым.

"Брать! - Ставить! - Собирать!"
А уж "Пивнушки"! Сегодняшние тинэйджеры этого удовольствия совершенно лишены. А все так просто. "Пивнушки" - это бутылочные пробки, ребристые края которых следовало аккуратно загнуть молотком вовнутрь так, чтобы не испортить "брюхо" - прокладку, которую в то время делали из коры пробкового дерева. У нас "Пивнушки" имели свой номинал в зависимости от того, есть ли на крышке рисунок. Верхом значимости была нарзанная пробка с выдавленным на ней изображением кавказского орла.
Эти "пивнушки" по уговору (например, три простых против одной с "орлом"), укладывали в столбик на черту, проведенную на утрамбованной, без камней (обязательно!) земле. В стопку надо было попасть примерно с десяти шагов особой битой, по размеру и конфигурации в точности соответствующей нынешнему овсяному печению от нашего хлебозавода "Сампо". Эти биты мы кустарно отливали из свинцовых пластинок автомобильных аккумуляторов: плавили на костре в укромном месте, заливали в песочную форму, а потом обрабатывали напильником до кондиции. 
Битой надо было сбить столбик "пивнушек". Если это удавалось, то следовало тут же закричать: "Брать! – Ставить! - Собирать!" Почему именно эти слова - я не знаю. Но тот, кто проорал первым, имел право собрать перевернувшиеся "на брюхо" "пивнушки" и попробовать ударом биты перевернуть остальные. Это был его выигрыш. Были деньки, когда мои карманы ломились от выигрыша.
Доморощенные оружейники
В «войнушку» (давно ли она закончилась) мы тоже играли - стрелялись пульками. Об этом тоже следует рассказать подробно, тем более, что сейчас даже куска обычной алюминиевой проволоки не сыскать. А в 60-е годы "охотников за цветными металлами" еще не было, и даже целые ее мотки можно было найти без проблем – их беспечно оставляли монтеры-электрики. Обилие этой проволоки и породило буквально Всепацанскую и Всесоюзную игру в «пульки». Не преувеличу - в нее играли по всей стране.


Итак, алюминиевая проволока есть. Обрезков досок – навалом. С помощью пилы-ножовки и того же ножа, по своему вкусу и способностям, изготавливаем подобие винтовки или пистолета. Затем берем гвоздь, можно старый, выдернутый из забора, и пробиваем ружье насквозь в месте, где будет "затвор". Этот гвоздь и толстая проволока - оригинальнейшее мальчишеское изобретение: единая система, объединяющая прижимную планку для "пулек" и спусковой крючок.
Теперь дело за малым: гвоздь насквозь в начало ствола, на него с двух сторон крепим резину-"венгерку". Почему она так называлась – не знаю. Эта была круглая, тонкая и упругая резинка, которая не продавалась в магазинах, но по своим мальчишеским "каналам" ее мог иметь каждый. Говорят, это были обрезки парашютных строп, но сколько же их тогда должно было быть в СССР, если "венгерка" имелась у каждого уважающего себя мальчишки? 
"Пульки" - вообще ерунда: рубишь алюминиевую проволоку потоньше на кусочки, длиной пару сантиметров, сгибаешь плоскогубцами пополам и получается v-образная "загогулина". Зацепляешь ее за "венгерку", натягиваешь до "затвора" и закрепляешь. Оружие к бою готово, надо только нажать на курок. Это вам не примитивная рогатка!


Стреляли мы много, все карманы были набиты "пульками". Били по мишеням (метров с десяти бумагу легко пробивало) или разбивались на группы и играли в "войнушку". "Пульки" летели довольно неточно, но если попадали – мало не казалось: синяк обеспечен. Хотя, сейчас я понимаю, что для нас важнее была не сама "войнушка", а процесс изготовления "оружия". Я, например, сделал двуствольное "ружье" и даже пытался сконструировать один курок на два ствола, но, помнится, безуспешно.
А все-таки - как только мы друг другу глаза не повыбивали?..
Продолжение следует.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру