Как дед карельского журналиста воевал в Первую Мировую

Корреспондент «МК в Карелии» поневоле стал наследником свидетеля эпохи

Мы уже рассказали, как Олонецкая губерния участвовала в одном из главных событий мировой истории. Но дед нашего сотрудника, Иван Иванович Трубин, тоже был на полях этой войны. Он умер через три года после моего рождения, и внук, естественно, его не запомнил...

Корреспондент «МК в Карелии» поневоле стал наследником свидетеля эпохи
Командиры дивизиона, в котором служил Иван Трубин. Он в третьем ряду слева - с большими усами.

Георгиевский кавалер

Отец рассказывал, что дед в "империалистическую", как называли эту войну в советское время, был унтер-офицером, награжденным за храбрость Георгиевским крестом. Все село Коровники Суздальского уезда Владимирской губернии гордилось своим земляком, который, вернувшись с фронта, превратился из разбитного гитариста Ваньки, наяривавшего на "семиструнке" на сельских посиделках "Коробушку", в уважаемого всем миром Ивана Ивановича. Но гордится долго наградой ему не пришлось: к власти пришли большевики, дед спрятал крест - а может, и выбросил…

Не так давно я проверил этот рассказ отца, ставший давно семейной легендой. И точно - на официальном сайте Георгиевских кавалеров есть Трубин Иван Иванович: "Награждение 1915 – 1917, ГК 4 ст. (Георгиевский Крест 4-й степени). Номер 808553".

Все, что осталось в нашем семейном архиве в память о героическом деде, это две почтовые карточки с его изображением. Дело в том, что письма русские солдаты с фронта отправляли не сложенными треугольником, как это было в позже в годы Великой Отечестаенной, а в конвертах. Или писали их на почтовых фотокарточках-открытках. На такой открытке Ивана Трубина отпечатано: «ПОЧТОВАЯ КАРТОЧКА – POCZTOWA – KARTE POSTALE». На одной он в полной красе - в бекеше, на дугой - групповой фотографии - обращение к жене: "Поля, шлю на память. Весь состав г.г.офицеров нашего дивизиона и супруга командира дивизиона". Лаконично писал мой бравый дед.

Судя по форме и названию части – дивизион - я могу предположить, что мой предок служил или в артиллерии, или в автомобильных подразделениях. В общем, в технических войсках, что говорит о недюжинных природных способностях человека, прошедшего путь от простого крестьянского парня до унтер-офицера.

Непостроенная часовня

Сегодня мало кто знает, что на третий год войны член Петрозаводского окружного суда Марк Могилев, потерявший в войну сына, предложил петрозаводчанам воздвигнуть в городе часовню-памятник погибшим воинам, уроженцам Олонецкой губернии. Высшее духовенство и светская власть поддержали это начинание.

В результате совместных усилий был создан проект, согласно которому в ограде какого-либо из трех храмов, стоявших на Соборной площади, должна была быть сооружена эта часовня в память о всех святых мучениках. В нее были бы помещены мраморные памятные доски с именами и портретами погибших воинов. Через газету «Олонецкие губернские ведомости» начался сбор средств на часовню-памятник. Но государственный переворот 1917 года и революционные потрясения последующих лет не позволили осуществить это благородное начинание.

На мой взгляд человека, уже достаточно хорошо знающего историю Петрозаводска, нынешние светские и духовные власти занимаются восстановлением истории города больше в целях привлечения туристов. Пример тому - поиск могилы считавшегося небесным покровителем нашего города блаженного Фаддея и часовни над ней. Не будем лукавить: найти место захоронения едва ли удастся, если копатели даже перероют всю площадь Кирова, снеся здание театра. Да и фигура эта в истории была неоднозначной: о Фаддее вспомнил лишь в начале XIX века Тихон Баландин, первый карельский краевед, и то - пересказав воспоминания своих предков о существовании юродивого. А затем его имя взяли для пропаганды и церковные иерархи. И нынешним неофитам не стоит забывать, что могила "народного святого" была трижды забыта этим самим народом: два раза до революции, а затем навсегда уничтожена советской властью.

Так может быть, стоит потратить эти совместные усилия на то, чтобы действительно найти чертежи часовни-памятника воинам, погибшим в годы забытой у нас Великой войны? Или построить новую - яркую, незабываемую, чтобы гордилась вся страна? Здесь историю уже не переписать в угоду политике. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №1 от 26 декабря 2018

Заголовок в газете: Мой "георгиевский" дед

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру