В Карелии появилась первая «учебная» квартира для инвалидов

Что такое сопровождаемое проживание, и почему это важно

Инвалидность – уже не позор, уже не синоним слабости и беспомощности. Инвалиды все чаще мелькают в лентах спортивных новостей, выступают  в роли коучей и открыто говорят о том, что те, кого принято называть «людьми с ограниченными возможностями», способны на многое.  Речь идет не только о людях с физической инвалидностью, но и с ментальной.

Что такое сопровождаемое проживание, и почему это важно
Начав с ухаживания за цветком, можно научиться строить жизнь.

Шестеро смелых

В ладвинском доме-интернате таких, поверивших в свои силы и готовых идти вперед, по крайней мере шестеро. Они – первопроходцы, участники проекта «Шаг в жизнь», запущенного благотворительным фондом «Открытые возможности» при поддержке Карельского ресурсного центра развития социальных технологий, более известного как центр «Возрождение». Помогло и Минсоцзащиты Карелии.

«Шаг в жизнь» - это проект сопровождаемого проживания. И он действительно дает возможность шагнуть вперед – навстречу собственной, отдельной жизни.

Шестеро молодых людей с открытыми, чуть встревоженными улыбками, встречали гостей в доме-интернате. На новоселье было людно и шумно, как и полагается. «Хоромы» велики – комнаты, гостиная, мастерские, кухня. Все это - та самая большая квартира для сопровождаемого проживания. Здесь не палаты, а спальни, не столовая, куда водят группами, а уютная кухня с новенькими кастрюлями и блестящим хромированным чайником.

Правда, ставить чайник, готовить еду и пользоваться всей современной бытовой техникой здешним жильцам еще только предстоит учиться. Равно как и делать все то, что обычные люди делают автоматически и без раздумий – ходить в магазин, наводить чистоту, самим организовывать свободное время. Все это, кажется, легко. Но людям с ментальной инвалидностью – нет.

У каждого из шестерых этих смелых молодых людей (которых сотрудники интерната все равно называют «детьми», «ребятками» и «нашими мальчиками») в возрасте от 19 до 30 лет – своя история. Кто-то попал в интернат в раннем детстве, кто-то позже. Объединяет их одно: отсутствие бытовых навыков. В доме-интернате, пусть даже и таком, как в Ладве, где царят мир и покой, свои порядки, задачи и специфика. А у участников «Шага в жизнь» появляются большие перспективы отделиться,  жить по-своему, устроиться на работу или получить образование. Но для самостоятельного плаванья нужна основательная подготовка.

- Долгое время предполагалось, что учреждения для инвалидов должны быть закрытыми, но подход к организации системы меняется, - рассказала руководитель республиканского ресурсного центра развития социальных технологий Наталья Окунева. – Утрата навыков самостоятельной жизни порождает социальное иждивенчество. Но эти ребята, участники «Шага в жизнь» - адекватные ребята. Их просто надо по-особенному учить. Это не будет игрой в самостоятельность в условиях интерната. Это – полное погружение. Переход в самостоятельную жизнь – это работа с собой и над собой.

Помогать новичкам в этой непростой работе будут сотрудники интерната. Обучение тому, с чем справится восьмилетний ребенок, здесь – задача отдельная. Однако специалисты к ней готовы. Методики разработаны, планы намечены.

«Ты выбрал занавески?»

В тренировочной квартире пахнет свежим ремонтом. Не удивительно, еще недавно здесь размещались другие постояльцы, которые требовали особого ухода. Их переселили, разумно распределив имеющиеся площади. Закупили все нужное и обустроили максимально удобно. Технику снабдили специальными метками, помогающими проще запомнить и сориентироваться. На все ушло чуть больше 200 тысяч рублей, рассказала руководитель фонда «Открытые возможности» Наталья Абрамова.

Кроме того, будущие жильцы квартиры придирчиво выбирали пледы для своих кроватей, коврики, чашки и прочие мелочи, превращающие казенные помещения в дом. Участие в расстановке мебели и украшении спален и гостиной тоже принимали самое активное – самостоятельность теперь во главе угла.

Молодых людей для переселения в тренировочную квартиру отбирали кропотливо и долго. Множество тестов, бесед. Ведь важны многие факторы: не только способность к обучению самостоятельности, но и готовность, на которую тоже проверяли.

- Даже обычным людям бывает психологически трудно отделиться от родителей и начать самостоятельную жизнь, - объяснила Наталья Окунева. – Бытовым навыкам обучиться легко. Но нужна и внутренняя готовность.

Все новоселы – особенные. Кто-то любит и пишет электронную музыку, играет на гитаре. Кто-то фанатеет от современной литературы и, проштудировав всего Лукьяненко, хочет читать по вечерам в тишине и спокойствии с чашкой чая. Кто-то просто хочет жить сам, не как «мальчик» и «ребенок», а как взрослый.

За них отныне никто и ничего делать не будет. Только – вместе с ними. Такова задача сопровождающих «взрослых», работающих по принципу «рука в руке». Конечно, молодых людей никто не бросит – специалист будет с ними каждый день.

Кроме того, к жильцам квартиры в гости будут приходить две барышни, живущие здесь же, в интернате – учиться готовить, делать уборку.

А дальше что?

Что дальше – пока неизвестно. Никаких конкретных временных ограничений по проживанию в тренировочной квартире нет. Кто-то, попробовав самостоятельную жизнь, пойдет дальше. Кто-то решит вернуться обратно в интернат.

После того, как при помощи педагогов молодые люди полностью освоятся с хитростями самостоятельного ведения быта, у них будет несколько вариантов. Можно поехать на учебу во Всеволожск, например. По словам Натальи Абрамовой, учеба в тамошнем мультицентре социальной и трудовой интеграции – в планах. Но пока в отдаленных. Кстати, в квартире интерната одна из комнат оставлена без ремонта. Нет, денег хватило на обустройство, места хватило всем тоже. Эта комната, как и мастерская, имеет, скорее, статус учебной площадки. Со временем именно здесь постояльцы квартиры будут учиться сами делать ремонт.

Ребята могут отделиться окончательно и купить в складчину дом. Финансовое состояние позволяет, ведь положенные государством деньги долгие годы копятся на счетах. Кроме того, у некоторых участников проекта есть свое жилье или перспектива его получить от государства.

- Люди стали лучше относиться к инвалидам, - поделилась мнением заместитель директора интерната по воспитательной и реабилитационной части Наталья Полищук. – Добрей, мягче, сострадательней. Но, по большей части, это касается групп инвалидов. К тем, кто живет сам по себе, пока отношение в мире не очень.

Тем важнее, что ладвинская квартира – это только начало. По словам Натальи Абрамовой, договоренности с другими подобными учреждениями уже есть.

Возможно, семьи участников проекта, увидев, как смело и уверенно строят они свою жизнь уже сейчас, смогут сделать то, чего не смогли много лет назад – принять, признать право особого человека на место в мире самостоятельности.

Возможно, родителям, которые сами воспитывают особенных детей, станет легче осознавать: если что, их ребенок не будет помещен в новые условия интерната, что зачастую губительно сказывается на состоянии людей с ментальными особенностями. А такая уверенность дорогого стоит. Если практика будет распространена, и подобные квартиры появятся в разных районах Карелии, жизнь многих семей из беспросветного пути с ожидаемым печальным финалом превратиться в работу на результат и достижение цели.

Кроме того, такой опыт, как отметила министр социального развития республики Ольга Соколова, может быть использован и другими учреждениями, оказывающими услуги на дому. Тогда, вместо помещения в стационар, люди смогут как можно дольше оставаться в привычных условиях, просто чуть усовершенствованных.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру