На днях глава республики сообщил на своей странице в соцсетях об этой сенсации, и даже объявил конкурс на участие в экспедиции.
Читайте по теме: «Артур Парфенчиков ищет жителя Карелии, с которым опустится на дно озера»
Команда губернатора отправляется на поиски не какого-то затонувшего пассажирского лайнера или раритетного судна. "Николай Рерих" был одним из более сотни теплоходов, построенных по проекту "Кировец" с 1984 по 1994 годы в разных модификациях - от рыболовных сейнеров до плавучих рефрижераторов и научно-исследовательских судов.
Наш "Рерих" доживал свой век в качестве грузоперевозчика, и мне, как журналисту однажды в конце 80-х пришлось плыть на нем до Сортавалы. Баржа баржей… Это подтверждает на страничке dive-forum.spb член экипажа дайв-бота "Одиссей-2" Михаил Чупин:
«По горячим следам судно начали "кошачить", то есть искать на дне якорями-"кошками", и обнаружили его на глубине 20 метров» - продолжает рассказ Чупин. – «На этом месте поставили буй. Весной следующего 1992 года подогнали плавкран, буксир и водолазный катер. Что это была за фирма - неизвестно, но инспектор Регистра, осмотрев ее суда, заявил, что их самих спасать надо, в таком они были состоянии. Вопрос всё же как-то решился, и они приступили у работе. Вскоре корпус был застроплен и готов к подъему. Встал вопрос об оплате. И тут дело застопорилось: выполнить работу без предоплаты в то время означало сделать её даром. А платить заказчику, видимо, было нечем.
Простояв в готовности трое суток и не получив денег, спасатели приняли нетривиальное решение - оттащили судно на 40-метровую глубину, бросили там и ушли. Так "Николай Рерих" был утрачен во второй раз".
В свой рассказ дайвер добавляет интриги: " Капитан теплохода погиб при трагических обстоятельствах спустя несколько лет. Впоследствии координаты места крушения были утеряны..."
В общем, история загадочная, хотя, перед столь дорогостоящей затеей стоило бы выведать у сотрудников бывшего музея - что именно перевозили на "Николая Рерихе" в тот последний рейс? Ибо "сорокоградусная", что поставлялась аборигенам острова в те годы, вряд ли прибавила в выдержке, как хороший коньяк, а музейные "золото-бриллианты" - другое дело.
Между тем глубины наших озер до сих пор хранят свои тайны. Достаточно вспомнить, как в 2009 году на берег Ладоги неподалеку от деревни Нурмойла Олонецкого района шторм выбросил фрагмент корпуса старинного деревянного торгового судна. А на Онего - в самой Петрозаводской губе - ждут своих исследователей останки баржи № 485. 24 сентября 1941 года на ней планировалось эвакуировать гражданское население, оборудование типографии имени Анохина и 40 тонн спирта. Но после обстрела финнами с берега баржа загорелась и пошла на дно. Буксировавшему ее пароходу "Кингисепп" удалось спасти из воды только 56 человек, еще четверых подобрало другое судно. Сколько всего людей погибло - точных данных до сих пор не имеется...