Минсельхоз обжалует решение Верховного суда по делу форелеводов в Войнице

Министр Лабинов прокомментировал конфликты форелеводов и жителей Карелии

На прошлой неделе министр сельского и рыбного хозяйства Карелии Владимир Лабинов провёл пресс-конференцию. Журналист «МК в Карелии» попросил чиновника озвучить свою позицию относительно участившихся конфликтов между форелеводами и местными жителями. В поле зрения оказались истории, связанные с озерами Верхнее Куйто и Сандал.

Министр Лабинов прокомментировал конфликты форелеводов и жителей Карелии
Министр сельского хозяйства: "Мы ничего не нарушили". Фото: Дина Тозан

 - В этих историях Минсельхоз ничего не нарушил, - заявил министр. - Сколько людей, столько и мнений. Кто-то хочет жить в заповеднике, кто-то заинтересован в создании рабочих мест, все ратуют за экологию - и это правильно. Ратуют за экологию в озере, и при этом весь мусор уносят в лес.

Лабинов подчеркнул, что большинство жалоб по Калевальскому и Костомукшскому району поступают в министерство не от местных жителей, а от туристов.

Мы уже подробно рассказывали про то, что случилось в деревне Войница в Калевальском районе. Всё началось в июне 2018 года, когда туда приехали представители компании «КС-Групп» из Костомукши. Бизнесмены решили провести встречу, которую сразу обозначили как неофициальную. Они просто хотели узнать мнение местных жителей о планах компании организовать форелеводческое хозяйство недалеко от поселения – установить в узком месте озера Верхнее Куйто садки. Людям эта идея не понравилась, об этом они заявляли ещё раньше. Сейчас водоём - источник питьевой воды, но узкий залив может не выдержать нагрузки биогенных веществ, и тогда вода будет отравлена. К тому же деревня может стать привадой для медведей. 

Своё мнение люди открыто озвучили на двух собраниях, однако в декабре внезапно узнали, что Минсельхоз всё же решил создать форелеводческое хозяйство рядом с деревней и уже были определены конкретные участки для садков. Подтолкнуло к этому письмо, которое пришло из Калевальского района в октябре, где говорится о положительном решении по этому вопросу администрации района.

Как оказалось местный депутат, которая присутствовала на том неофициальном собрании, решила, что оно носило официальный характер. Женщина составила протокол, в котором говорится, что 10 из 13 присутствующих человек якобы проголосовали «за» форелеводческое хозяйство. Бумагу она передала в районную администрацию.

Участники той встречи возмутились: по их словам, никакого голосования не было, председателя и секретаря никто не выбирал, документ поддельный. Они обратились в суд. Костомукшский городской суд оставил протокол собрания в силе. Зато в апреле местная жительница доказала в Верховном суде Карелии, что приказ Минсельхоза о выделении участков нарушает её право на благоприятную окружающую среду и беспрепятственный доступ к водным ресурсам. В результате он был отменён.

Читайте по теме: "Как жители карельской Войницы отбились от форелеводов"

В Кондопожском районе произошла похожая история, только на этот раз местная администрация поддержала жителей. Форелеводческое хозяйство «Тари Бари», которое уже работает на озере Сандал, решило увеличить количество садков рядом с деревней Тивдия. Одни местные жители согласились, но большинство на повторных общественных слушаниях в марте высказались против. Опасения те же – испортится качество воды, погибнет рыба. К тому же озеро сообщается с Нигозером, где находятся водозаборные сооружения Кондопоги. Жители забеспокоились, что из-за отходов форелеводческого хозяйства, которые могут дойти до водозабора, вода из крана станет хуже некуда. Её состояние итак изменилось в худшую сторону после того, как там появились форелеводы.

Читайте по теме: "Скандал на Сандале"

В результате по итогам общественных слушаний администрация Кондопожского района направила в Минсельхоз обращение с предложением пересмотреть решения комиссии по определению рыбоводных участков на озере Сандал от 7 февраля 2019 года, и в дальнейшем прислушиваться к мнению населения. А также учитывать исследования химического состава воды на пресных водоёмах. 

Что же говорит на этот счёт Владимир Лабинов? По его словам, в части процедуры выделения рыбоводных участков полномочия министерства регламентированы федеральными правилами.

- Нашего творчества здесь нет никакого абсолютно. Нет чёткого понимания, что является волеизъявлением населения. Девушка Маня из деревни сказала, что против, а девушка Таня из деревни сказала, что за. И каким образом принять решение? Какое собрание, легитимность какой выборки участников, какого представительства является верной – тема спорная. Поэтому по большому счёту есть юридическая формулировка – референдум. И референдум – большинство. Это значит, что часть останется «за». В процедуре референдума выделение участков не предусмотрено. Там предусмотрено предложение местного населения. А предложения местного населения – пять сказали «за», а другие пять «против». Вот этого чёткого понимания, что есть документ, который выражает предложение местного населения, нет. Допустим, есть протокол, подписанный руководителем местной администрации – сельский сход. Это мнение? Предложение? Да, предложение. А предложения других тоже предложение.

Как подчеркнул Лабинов, он выступает за экологию и ни в коей мере не склонен развивать форелеводство в ущерб природе. Однако решение по озеру Верхнее Куйто Минсельхоз всё же будет обжаловать.

 - Потому что мы процедурно ничего не нарушили. И мы категорически не можем согласиться с тем решением Верховного суда, которое имеем. Что касается озера Сандал, здесь никаких решений судебных нет. Мы опять ничего не нарушили, - подытожил министр.

Вывод можно сделать один: противостояние жителей Войницы будет продолжаться. Сдаваться люди не намерены. Минсельхоз мог бы прислушаться к их мнению, но, похоже, важно лишь то, что «министерство ничего не нарушило».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру