Операция «Обмен»: на границе в Карелии произошла почтово-шпионская история

Ровно 29 лет назад под Вяртсиля разворачивались, можно сказать, исторические события

В этом году Петрозаводскому почтамту исполнилось 235 лет. Из них 14 лет - с 1990 по 2004 год - ведомством руководил Борис Арсентьевич Зуев, а затем еще 10 лет он возглавлял Управление Федеральной почтовой службы по Карелии. Сегодня ветеран вспоминает самые интересные, но малоизвестные моменты жизни карельских почтовиков.

Ровно 29 лет назад под Вяртсиля разворачивались, можно сказать, исторические события
Петрозаводский почтамт, 1980-е. Фото из фотоальбома "Петрозаводск", 1984г.

- В 1985 году началась горбачевская Перестройка, которая привела к падению "железного занавеса", - рассказывает Борис Арсентьевич.  - По обе стороны границы возникло движение, которое получило название "народной дипломатии". В тот период стали бурно развиваться побратимские связи наших и западных городов, обмен официальными и общественными делегациями. Карелия, как форпост страны на Северо-Западе, оказалась в эпицентре этого необычного для советских людей общения с заграницей.

Возрос и объем международных почтовых отправлений, которые по заведенным в СССР правилам, шли из-за рубежа исключительно через Москву и Ленинград, а затем рассылались по городам и весям страны.

В 1991 году по совместной инициативе финских и карельских почтовиков и связистов было решено наладить прямой почтовый обмен и работу  ускоренной почты EMS на пропускном пункте Вяртсиля-Ниирала, что значительно бы сократило время доставки ее адресатам. Идея была такова: две машины встречаются на "нейтральной полосе" границы, где, под присмотром таможенников и пограничников, происходит передача почтового груза.

Первая "операция" была назначена на 12 часов 00 минут 4 апреля1991 года - с точностью, словно предстоял обмен шпионами, как в фильме "Мертвый сезон". Учитывая, что такое общение с иностранным почтовым ведомством для нас происходило впервые, мы отобрали самую новую машину из автопарка Сортавальского районного узла  ГАЗ-54 - специализированный почтовый фургон - и отправились в Вяртсиля.

Дорога была ужасная и грязная: по прибытии наш "ГАЗончик" был похож на поросенка, и его пришлось отмывать. Если вы думаете, что мы заехали на ближайшую автомойку, то ошибаетесь: в то время их вообще в Карелии не существовало, и в ход пошли тряпки и ведра.

И все же мы прибыли к назначенному сроку. На "пятачке обмена" уже томилась в ожидании толпа финских журналистов из разных газет и телевидения. С нашей стороны - ни одного корреспондента. Хотя, может, и хорошо, что их не было...

И вот настает время рандеву: машины встают бортами друг к другу: наш, сами понимаете, какой, но "умытый" ГАЗ-54, и финский почтовый фургон - красавец "Volvo". Из него вышел водитель в синей с голубым фирменной куртке с яркой надписью "Finland post". Финн нажал на кнопку: опустилась платформа, он легко выкатил из кузова контейнеры с почтой - закрытые пластмассовые емкости с описью содержимого. Из них наши ребята стали перекидывать пакеты и посылки в "газон", а взамен выносили свой почтовый груз - корреспонденцию в коричневых бумажных пакетах, бандероли в оберточной бумаге, посылки в деревянных ящиках, забитых гвоздями… Это очень позабавило финских коллег: они уже давно перешли на контейнерный способ перевозки почты в специально оборудованных автомобилях.

  Естественно, что весь этот процесс снимали финские журналисты, и событие было подробно описано в газетах и показано по телевидению. Но коллеги, понимая нашу техническую отсталость, вели себя очень корректно: поздравили нас с началом прямого почтового обмена, устроили в городе Йоэнсуу официальный прием.

Сегодня это может показаться смешным, но когда мы, представители Советского Союза, вышли вечером прогуляться по городу - в традиционных тогда для наших людей серых плащах и шляпах - местные жители смотрели на нас с удивлением. Они-то были одеты в разноцветные легкие спортивные куртки...

На следующий день нам показали почтовый сортировочный центр, о котором можно было только мечтать: сплошная автоматизация. Все сотрудники имели сотовые телефоны, оперативно передавая информацию о процессе работы. У нас в Петрозаводске о таком виде связи даже не ведали, и мы предположили, что это были какие-то мини-радиостанции.

Подводя итоги этого контакта с западными партнерами, могу сказать, что мы, конечно, испытывали чувство досады от того, что наша страна так отстала в этой столь жизненно важной отрасли. Но все же Петрозаводский почтамт смог первым на Северо-Западе открыть прямой международный пункт почтового обмена: жители Карелии и Финляндии смогли наконец-то не ждать почтовые отправления неделями, а получать их через пару-тройку дней.

Нам пришлось многому научится, перенимая опыт финских коллег: международный участок почтамта стал обрабатывать поступающую почту согласно требованиям Всемирной почтовой конвенции пять раз в неделю, за исключением выходных. В дальнейшем по программе ускоренной почты EMS началась пересылка корреспонденции не только по России, но и странам ближнего и дальнего зарубежья. С мая 1994 письменная почта в Петрозаводск из Финляндии стала доставляться самолетом, что значительно сократило срок ее доставки. Но настал 2007 год, Федеральное управление "Почта России", несмотря на рост оборота почтовых отправлений, приняло решение перевести уже сложившийся процесс обмена снова через Санкт-Петербург...

Продолжение следует.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру