В районе Карелии сельскохозяйственные земли отданы под коттеджи

На бумаге все выглядит законно, но, как выясняется, контролирующие ведомства не в курсе происходящего

Еще 8 лет назад руководство поселка Святозеро в Пряжинском районе утвердило Генплан своего поселения. Как теперь выясняется, согласно принятым Правилам землепользования и застройки на бывшем совхозном поле разрешили возводить коттеджи. И вот - строительство началось.

На бумаге все выглядит законно, но, как выясняется, контролирующие ведомства не в курсе происходящего

Дом без дороги

У жителей нескольких частных домов в деревеньке Пелдожи, что под Святозером, беда: они оказались в буквальном смысле отрезанными от мира. Как сообщает "Фактор", дорога, которой местные пользуются все время, пока существует деревня, оказалась частью чужого земельного участка.

Теперь, чтобы оформить сервитут, требуется долгая бюрократическая волокита и деньги. Не зная, что делать, люди обратились в нашу редакцию с просьбой разобраться, как возникла эта парадоксальная ситуация.

Мы разобрались. Самым большим сюрпризом стало то, что стараниями пока неизвестных нам чиновников в частные руки «уплыла» не только общая дорога, но и огромное поле, на котором крестьянам работать и работать. Местные жители рассказывают, что сельскохозяйственные угодья зарастают уже лет десять. 

Общая площадь поля – более 120 тысяч квадратных метров. Как выясняется из открытых источников, часть земли, поделенной на участки, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения – на карте наделы выделены красным цветом, их площадь превышает 55 тысяч квадратных метров. Всегда существовавшая дорога теперь проходит через участки 256 и 257 . Альтернативы ей нет.

Имеются тут и ирригационные сооружения: поле окружено рвом. 

Вид против категории

Как всем уже известно, строить что-либо на землях сельхозназначения нельзя. Но, как выясняется, в этом постулате есть лазейки. Сельскохозяйственное назначение – это категория земель, и изменить ее практически невозможно. Зато вполне реально поменять вид разрешенного использования. Именно это и было сделано с «красным» сектором участков возле Пелдожского озера.

Мы обратились в Росреестр, где специалисты объяснили нам технологию такой комбинации. Нынешний собственник земли вроде как ничего не нарушил: у него было законное право пустить участки под ИЖС, поскольку на Генплане поселения этот «куст» объявлен зоной жилой застройки Ж1.

Возникает вопрос – кто и когда внес такие изменения в Генплан, и почему это не было замечено? Через прокуратуру Пряжинского района такое решение не проходило:

В районной администрации нам помогли:

Итак, решение о «перепрофилировании» сельскохозяйственных земель принято в 2012 году даже не на уровне района, а тогдашним руководством Святозерского сельского поселения. Причем принято хитро: никто не голосовал за перевод земель. На сессии Сельсовета депутаты утвердили лишь Правила землепользования и застройки (ПЗЗ). Ни о каких совхозных полях речи напрямую не шло.

Не поднимался этот вопрос и на публичных слушаниях, предшествовавших сессии. Бывший в то время главой Святозера Юрий Матикайнен объяснил собравшимся, зачем принимаются ПЗЗ, и все проголосовали «за». Судьбу 55 тысяч «квадратов» сельхозугодий решили девять человек.

Того, что в недрах документа пелдожские поля вдруг стали открытыми для жилой застройки, никто, скорее всего, и не заметил. Кроме чиновника, который внес эту поправку в Генплан – но он явно решил промолчать. Если бы люди поняли, что поле вдруг превратилось в стройплощадку, вопросы непременно бы возникли – но, как мы видим из протокола, их не было.

Вопросы контроля

Все нормативные акты, издающиеся исполнительной властью, должны проходить через контролирующие органы, которые проверяют документы на соответствие законодательству. Прокуратура, как мы уже выяснили, этого решения в глаза не видела. Поскольку нормативный акт – муниципальный, он должен был пройти через специальное подразделение карельского Министерства национальной и региональной политики – отдел ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов. Специалисты не только вносят документ в регистр, но и, по идее, проверяют его.

Как честно пояснили нам в Миннаце, сделать это в полном объеме практически невозможно: муниципалитеты республики ежемесячно рождают лавину «нормативки», а в отделе всего несколько сотрудников. Проверить все – нереально. Поэтому очень высока вероятность того, что документ никто из контролеров даже не читал.

Что касается нашей ситуации, то в министерстве вполне допускают, что решение могло быть принято с нарушениями. Исходя из опыта работы, там знают, что руководство поселений с землей управлялось крайне неумело. Поэтому в 2014 году все вопросы подобного рода были переданы на уровень районных администраций.

Тревожные прецеденты

Что мы имеем на сегодняшний день: есть сельхозугодья, отданные под жилую застройку, и никто не может сказать, законно это или нет, поскольку никто не проверял. После этой публикации, как мы надеемся, пряжинская прокуратура и Россельхознадзор займутся изучением этой странной сделки и выяснят, имели ли право святозерские депутаты отдавать поле под стройплощадку.

Напомню, что такие попытки в Карелии уже были, и они весьма печально закончились для тех, кто ставил свою подпись под соответствующими документами. В 2015 году Евгения Сухорукова, бывшая заместитель главы Прионежья, была отдана под суд за то, что подписала такой документ.

 Фото: Дмитрий Ананьин

По мнению прокуратуры, она изменила целевое назначение крупного участка, входящего в состав сельхозугодий, чем нанесла ущерб бюджету на 57,8 миллиона рублей. Коллегия Верховного суда региона оставила в силе приговор горсуда, согласно которому за превышение должностных полномочий ее условно лишили свободы на три года. При этом сама Сухорукова своей вины так и не признала.

Читайте по теме: «За что именно осудили Евгению Сухорукову»

Куда более жестко карельская Фемида поступила со Светланой Чечиль: за аналогичные действия, но с куда меньшим ущербом, бывшей главе администрации все того же Прионежского района «впаяли» полтора года колонии-поселения.

Читайте по теме: «Светлана Чечиль получила реальный срок за превышение должностных полномочий»

Потом ей не дали выйти по УДО из-за мерзкой провокации со стороны администрации колонии. Сначала на женщину наложили взыскание за то, что она поделилась пирожком с другой заключенной, а потом за то, что не поздоровалась с надзирателем, заглянувшим в женский(!) туалет. Впоследствии оба взыскания были признаны незаконными.

В случае с пелдожскими землями, если перевод из одного вида разрешенного использования в другой был незаконным, имело место либо головотяпство, либо злой умысел. Пара тревожных моментов в деле имеется. Во-первых, собственники этих участков приобрели их еще в 2009 году.

А спустя три года сельхозугодья с ирригацией вдруг волшебным образом получают литеру Ж1. Без помощи кого-то в сельской администрации здесь обойтись не могло. Боюсь, прокуратуре придется проверять не только то, относится ли поле к категории особо ценных земель, но и коррупционную составляющую. И, возможно, не только в Святозере: в редакцию поступила информация, что подобная смена видов разрешенного использования была сделана еще как минимум в трех сельских поселениях района.

На высшем уровне

Второй момент – политический. В начале июня глава Карелии рассказывал пpезиденту страны, какова в республике ситуация с сельским хозяйством. Артур Парфенчиков объяснил, что часть республиканских сельхозземель оказалась у недобросовестных собственников, сейчас власти изымают ее и на этой территории формируют кластер (цитата по РИА): "В частности, мы планируем полное восстановление обанкротившегося Пряжинского предприятия, в свое время одно из крупнейших молочных предприятий в Карелии. Мы планируем сейчас выделить деньги на строительство современной фермы".

Так вот: переведенные в другой вид разрешенного использования участки в Пелдожах и в других сельских поселениях района, по нашей информации – это и есть бывшие поля ЗАО «Пряжинское», земельные паи участников Общества. И у нас есть доказательства, что кое-кто из нынешних собственников земли, имен которых мы пока не раскрываем, имел к разорившемуся сельхозпредприятию самое непосредственное отношение.

Был ли нарушен закон или нет - теперь слово за контролирующими органами. Но им стоит поторопиться: на днях на поле начали снимать плодородный слой, а на публичной кадастровой карте эти участки уже отведены под блокированную застройку.

Мы дождемся ответов от контролирующих органов и обязательно вернемся к этой теме

Фото автора.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру