В биографии карельского героя Ивана Торнева тоже были "белые пятна"

Два Ивана из карельского села Намоево. Часть вторая

Этот карельский Ваня родился в Намоево в 1916 году, и спустя 28 лет стал Героем Советского Союза. Хотя его имя в карельской литературе не пересекалось с другим Иваном – Сенькиным, нет сомнения, что оба паренька, как ровесники в этой маленькой деревушке, были знакомы. Возможно даже дружили, а может, и ссорились - помните: "На моего!".

Два Ивана из карельского села Намоево. Часть вторая
Форсирование Днестра. Фото Государственного архива РФ

Читайте по теме: "Как Иван Сенькин побоялся возразить Никите Хрущеву"

Торнев и его братья

В семье крестьян-бедняков Евдокии и Петра Торневых было четыре сына, все они участвовали в двух войнах, и никто не вернулся с фронтов к берегам родного Укшезера. Илья безвестно погиб в финскую кампанию, Василий, Егор и Иван - в Великую Отечественную... И кроме расписанного довольно подробно подвига Ивана Петровича, данных о том, когда погибли его братья, и имели ли они награды, в нашей историографии нет. Сегодня мы - с помощью сайта фонда "Память народа" - имеем возможность хоть немного дополнить боевые биографии семьи. И эти факты тоже публикуются впервые.

В картотеке Министерства oбoрoны РФ, размещенной на этом сайте, указывается, что Илья Торнев был призван Петрозаводским военкоматом, находился в звании рядового, погиб 17 февраля 1940 года. То есть в ходе советско-финляндской войны, менее чем за месяц до ее окончания - 13 марта. О месте гибели и подробностях говорить не приходится: после этой "незнаменитой" войны еще тысячи и тысячи бойцов не похоронены достойным образом.

С отслеживанием судьбы Василия Торнева все также непросто. В опубликованных списках МО есть несколько человек - полные тезки. Но среди них только один - карел Василей (Василий) Петрович Торнев, 1907 года рождения, имел четверых детей. Призывался из поселка Ладва К-ФССР. Место и время гибели не указано. Он ли это, или другой наш земляк-однофамилец, еще предстоит выяснить.

Также мы не может с полной уверенностью говорить о судьбе третьего брата - Егора. На сайте "Подвиг народа" можно найти только одну запись: "Наградной документ. Торнев Егор Петрович. Дата рождения:1919, воинское звание: красноармеец. Кто наградил: 7 А (Седьмая армия). Наименование награды: Медаль "За отвагу". Дата документа: 11.04.1940". О нашем ли Егоре Торневе идет речь, судить только по этим данным нельзя. Но, если это действительно брат, то он тоже воевал в финскую кампанию.

На войне бывает всякое...

В биографии самого Ивана Торнева также имеется немало "белых пятен", а некоторые детали явно приукрашены советской героикой.

Единственное фото Ивана Торнева

Поэтому не будем ссылаться на то, что пишут некоторые биографы: "Катаясь на бревне по родному Укшезеру мальчик Ваня таким образом воспитывал в себе силу и смелость для будущего подвига в 1944 году при форсировании Днестра". Попытаемся восстановить жизнь героя по имеющимся документам.

Иван сумел окончить только пять классов школы. Затем пахал (в прямом смысле) в колхозе, окончил курсы механизаторов, водил трактор в Паданском леспромхозе, а перед войной перебрался в Петрозаводск, где работал слесарем. Отсюда Ивана и призвали в армию. Он служил в инженерно-саперных войсках Ленинградского военного округа, получил звание сержанта. Как и братья, участвовал в войне с Финляндией. Вернувшись в Петрозаводск, стал работать в автопарке, был на хорошем счету, о чем свидетельствует Почетная грамота «За честный и добросовестный труд".

С началом войны - уже 24 июня 1941 года - вновь был мобилизован, воевал в составе 71-й стрелковой дивизии 7-й армии на суоярвском и петрозаводском направлениях, был ранен в бою под Сулажгорой. А в октябре, уже после сдачи Петрозаводска, Иван Торнев пропал. По данным сайта "Памяти народа", в Именном списке безвозвратных потерь 71 СД с 6 по 15 октября 1941 года указано: "Дата выбытия: 11.10.1941. Причина выбытия: пропал без вести".

Жене Александре было отправлено извещение. И вот судьба-злодейка: она получила его только после войны - в эвакуации в Краснодарском крае, когда мужа действительно не было в живых...

Как потом выяснилось, Ивана серьезно ранили, он был вынесен санитарами другой части и помещен в госпиталь. Его командование в неразберихе отступления, не обнаружив солдата, списало его в "без вести пропавшие"...

Этот эпизод в рассказах о герое почему-то относится к декабрьским боям. Мы исправляем эту ошибку. И вот еще важный момент. В официальной биографии Ивана Торнева говорится только о единственной награде - присвоении звания Героя Советского Союза. Но вот еще один документ из фондов Министерства oбoрoны (под номером 4):

Выписка из приказа по Отдельному танковому полку прорыва от 08.12. 1942: "Командир орудия гв. старшина Торнев Иван Петрович 4-5 декабря огнем своего орудия уничтожил противотанковую пушку, два блиндажа, до 15 человек пехоты. Во время тушения загоревшегося танка огнем из автомата уничтожил трех офицеров противника"... Наименование награды: Медаль "За отвагу". Есть риск того, что и это полный тезка, но досье Минoборoны указаны и персональные данные: 1916 год рождения, место призыва -Петрозаводский РВК Карело-Финской ССР.

Это, говоря юридическим языком, "вновь открывшиеся обстоятельства", которые, естественно, требуют тщательной проверки: нет ли здесь ошибки в военном ведомстве. Но, если они подтвердятся, то биографию героя следует обязательно дополнить.

Герой при жизни и после смерти

Свой главный подвиг командир отделения 2-й механизированной бригады 5-го механизированного корпуса 6-й танковой армии 2-го Украинского фронта старшина Иван Торнев совершил весной 1944 года. Об этом довольно подробно изложено в литературе и, самое важное - подтверждено наградной запиской. 17-19 марта его часть наступала сначала на украинское село Серба, а затем взяло город Могилев, и в этих боях Иван Торнев здорово отличился.

20 марта началось форсирование реки Днестр. После артиллерийской подготовки, первым на середину реки выплыл плот Ивана Торнева. По сути, он вызывал огонь на себя, чтобы выявить точки обороны противника. Но вопреки всему, его отделению удалось добраться до берега и прикрыть высадку десанта. Иван со своими солдатами уничтожил четыре огневые точки противника, и обеспечил успешное форсирование реки, отбив до подхода основных сил несколько контратак врага.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 сентября 1944 года "за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм старшине Торневу Ивану Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Далее в официальных источниках сообщается, что наш земляк еще раз был ранен при освобождению Румынии: "Старшина Торнев получил тяжелое ранение. 27 января 1945 года он скончался в госпитале. Похоронен в братской могиле советских воинов в Бухаресте... Его именем названа одна из улиц Петрозаводска".

И здесь не все сказано о последних днях жизни Ивана Торнева, как и об увековечивании его памяти после смерти. В реальности старшина после ранения - по состоянию здоровья - был переведен в войска противовоздушной обороны, подальше от передовой. Из части ПВО он и был отправлен в госпиталь, расположенный в уже освобожденной румынской столице. В архиве Военно-медицинского музея Санкт-Петербурга хранится история болезни Торнева, диагноз которой: запущенный туберкулез кишечника и перитонит. Врачи уже ничего не могли сделать...

Почему этот факт не был внесен в биографию Ивана Торнева, можно объяснить только одним: советские историографы посчитали, что не мог Герой Советского Союза умереть не от ран, а от кишечного заболевания. А заодно - так более романтически выглядит - они похоронили старшину в братской могиле. Сколько таких "интерпретаций" истории еще гуляет по нашей стране?

А в реальности у Ивана Петровича Торнева есть конкретная могила на мемориальном кладбище воинов Красной армии в центре Бухареста - в парке Хэрэстрэу. В нем было захоронено 401 наших солдат, из них неизвестных - два человека, это официальные данные нашего посольства в Румынии. В 2009 году московский поисковик Дмитрий Богачов выяснил, что фамилия героя была перепутана: на плите начертали "Торлев Иван Петрович". Он даже нашел племянницу Ивана, Анну Чесунову, которой в тот момент было 83 года. Она мечтала восстановить дом Торневых в Намоево , где жил Герой Советского Союза. "Но теперь это чужое частное владение," - добавила она. Карельские власти об этом молчали...

В 2014 году, к дню освобождения Румынии от нацизма, власти страны при поддержке российского посольства бережно перенесли монумент советскому солдату-освободителю в этот мемориальный парк, обновили надгробия, в том числе исправили надпись на могиле Ивана Торнева.

На углу типового жилого здания в микрорайоне Кукковки повесили малозаметную памятную доску в честь Героя Советского Союза Ивана Торнева.

Судьба родового намоевского дома семьи Торневых и четырех братьев, павших при защите отечества, нам пока неизвестна...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру