Антистресс: куда могут обратиться за помощью карельские медики

Медицинские психологи и подготовленные психологи социально ориентированных НКО готовы помочь врачам

Мы уже рассказали, с какими психологическими нагрузками приходится сталкиваться медработникам. И не только в «красных зонах», но и в поликлиниках, на «скорой»… Сегодня – о том, как преодолеть последствия этого столкновения.

Медицинские психологи и подготовленные психологи  социально ориентированных НКО  готовы помочь врачам

Смирившись с необходимостью в буквальном смысле жить на работе, сутками не снимать защитные костюмы, и бороться с малоизученной болезнью, лекарства от которой пока нет, наши медики находятся в постоянном состоянии стресса. Часть из них просто этого не осознают, часть – не знают, что с этим делать. Но в Карелии реализуется специальный проект, направленный им в помощь.

Как рассказывает медицинский психолог Виктория Кадетова, работники здравоохранения по роду своей деятельности постоянно испытывают психоэмоциональное напряжение.

Особенно сейчас, в условиях пандемии. Полгода врачи, медсестры и санитары живут на казарменном положении - но ситуация становится только хуже. Стресс накапливается, и справиться с ним самостоятельно невозможно.

Сегодня мы сравниваем медработников с солдатами, оказавшимися на передовой. Это не преувеличение: люди в белых халатах испытывают такие же лишения, так же оторваны от дома и семьи, и так же рискуют жизнью. Но, как и у военных, это не проходит бесследно для психики. Виктория Валентиновна считает, что сегодня врачи, вернувшиеся из «красной зоны», страдают не от стресса, и даже не от синдрома эмоционального выгорания, о чем мы рассказывали.

Читайте по теме: «Что переживают врачи во время пандемии, и как им помочь»

Психолог уверена, что это уже - последствия психической травмы: у медиков возникает угроза посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Это болезнь, характерная для тех, кто участвовал в боевых действиях.

Что чувствует человек, отработавший несколько недель в «красной зоне» и вернувшийся к обычной жизни? Главное – отчужденность. Ощущение своей исключительности на фоне окружающих: «Вас там не было, и вы меня никогда не поймете». Возникает парадоксальная ситуация: человеку хочется обратно - туда, где остались его соратники, плечом к плечу прошедшие с ним сквозь смертельную болезнь. Там его место, там знают, чего он стоит.

Последствия у ПТСР могут быть весьма печальными. Возникает диссонанс в общении с родными – ближе кажутся те, с кем он пережил смертельный риск. Появляются проблемы в профессиональной сфере: неинтересно лечить кого-то от скучного ОРВИ, если вчера ты вытаскивал с того света безнадежных пациентов...

Еще хуже, что возникают и проблемы со здоровьем: постоянная усталость, утомление, изменение веса, нарушения сна и аппетита, головокружение, скачки давления, депрессия… Все это также чревато последствиями: от риска попасть в аварию за рулем до нездорового пристрастия к антидепрессантам или к спиртному – универсальному российскому антидепрессанту.

Но, подчеркивает Виктория Кадетова, алкоголь не поможет, и травма сама по себе никуда не денется. Требуется помощь специалистов, и такие в Карелии есть.

Уже год петрозаводская общественная организация «Семейный центр «Вереск» готовит психологов к работе с медперсоналом с учетом специфики пандемии. Психологи социально ориентированных НКО и медицинские психологи учреждений здравоохранения проходят специальное обучение по оказанию экстренной и кризисной психологической помощи медикам. 

Преподаватели у них серьезные: профессура Института имени Бехтерева, психологи МЧС, приглашенные мастера из Санкт-Петербурга. Обучение стало возможным благодаря выигранным грантам Фонда президентских грантов и гранта главы Карелии. На сегодня оно завершено. Теперь осталось самое главное: начать работать. Чему невольно мешают… сами врачи и медсестры.

Так сложилось, что в России – в первую очередь в глубинке - нет культуры обращения к психологам. За сочувствием мы идем к друзьям, за расслаблением – к холодильнику. У медработников с этим еще сложнее: они – Люди в белых халатах, герои. А герои не должны сами просить помощи.

Но сейчас не тот случай. Отказываться или откладывать обращение к специалисту нельзя, утверждает Виктория Кадетова. Это чревато последствиями и для самих медработников, и для их пациентов. Кроме того, про обращение к психологу никто не узнает: помощь оказывается на условиях полной конфиденциальности и, естественно, бесплатно. Нужно просто позвонить.

Фото из архива Виктории Кадетовой.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру