Районы разные, проблемы одни: на что жалуются жители Карелии

Теперь губернатор обсуждает развитие каждого района республики на отдельном совещании

Прямые трансляции совещаний Артура Парфенчикова, посвященные социально-экономическому развитию карельских районов, проводятся еженедельно.

Жители республики могут спросить руководителя региона о наболевшем – под постом в соцсети, где сообщается об онлайн-встрече. Правда, посмотреть саму трансляцию целиком под силу не каждому: их длительность подчас доходит до семи с половиной часов, из них несколько часов уходит на перерыв, а часть – на общие рассуждения.

Теперь губернатор обсуждает развитие каждого района республики на отдельном совещании

Борьба с безработицей

В четверг 25 февраля состоялась трансляция, посвященная Медвежьегорскому району. Один из первых вопросов от местных жителей звучит так: «В городе планируется открываться какое-то производство? В районе один из самых высоких процентов безработицы по Карелии». С тем, что проблема есть, солидарны и жители других районов: «Нашей власти интересен только туризм и купи-продай, за последние десятилетия производство практически не развивается».

Чтобы решать проблему безработицы, в некоторых районах создаются, а порой и насаждаются форелеводческие хозяйства. Характерно это и для Муезерского района: «Артур Олегович, предполагаю, что Вы – патриот Карельского края. Кто и когда будет проводить ревизию утилизации отходов форелевых хозяйств? Форель по цене недоступна многим жителям Карелии. Отдавая озёра форелеводам, лишаете пропитания и чистой воды безработные поселения». Официальный ответ на крик души звучит следующим образом: «Очевидный факт, что стабильно работающие сельхозпредприятия, в том числе рыбоводные, трудоустраивают местное население. Развитие таких предприятий позволяет создавать новые рабочие места». Также уточняется, что на базе рыбоводных хозяйств внедряются безотходные производства. К примеру, «рыбные» отходы можно использовать как сырье для производства удобрений.

Читайте по теме: «Корм наш!»: что скрывается в глубинах рыбоводческого бизнеса в Карелии».

Однако в ряде случаев система дает сбой. Вот и в Сегежском районе местные жители четыре года пытались рассказать о том, что отходы от переработки форели наносят урон окружающей среде – местному болоту, но были услышаны лишь после того, как болото обагрилось кровавыми стоками и превратилось в иллюстрацию к Красной планете.

Компанию, допустившую нарушения, Россельхознадзор оштрафовал впоследствии на 20 тысяч рублей. 

Туризм как альтернатива производству

Порадоваться большому количеству предприятий не могут и жители Пряжинского района. Район постепенно вымирает, найти работу на селе может не каждый. Рассчитывать на то, что когда-нибудь оживут лесные поселки, которые раньше были оплотом процветания благодаря леспромхозу, не приходится. 

Несколько лет назад «накрылся» Пряжинский совхоз, теперь карельские власти изо всех сил пытаются уберечь от подобной судьбы «Ведлозерский». Пряжинский совхоз умирал на всю страну, вместе с коровами с торчащими ребрами, которые дохли от голода и ели прогнившее сено. Часть из них была «арестована» в счет долга.

Читайте по теме: «Куда ушли деньги: что происходит в АО «Пряжинское»

Большую часть поголовья «Ведлозерского», по словам руководителя Минсельхоза Владимира Лабинова, перевели в Пряжу. Однако деятельность в Ведлозере и Савинове не планируется приостанавливать. В Савинове на время ее «законсервировали» из-за удручающего состояния местных ферм, но после реконструкции туда перевезут молодняк. Во время трансляции министр сообщил, что в этом году совхоз впервые за 4 года самостоятельно сможет заготовить корма на собственных площадях – раньше приходилось выживать на покупных.

Тем не менее, самым обсуждаемым вопросом во время трансляции стал туризм. Глава республики отметил, что «…запрос на Карелию выше, чем мы можем реализовать», именно поэтому нужно стимулировать развитие инфраструктуры туристического направления.

«Мы приняли решение на формально-бюрократическом уровне мотивировать предпринимателей максимально быстро реализоваться». Тут тебе и развитие хаусботов, кемпингов, агротуризма. В пандемию многие открыли для себя Карелию. Настоящим центром притяжения звезд стало Приладожье. Правильно, если рабочих мест нет – помоги себе сам.

В ожидании автобуса

Когда-то автобусы в Пряжу ходили как часы. Теперь попасть в райцентр из Петрозаводска можно все больше на проходящих (рейсов непосредственно до Пряжи осталось всего несколько), или приземлившись «на хвост» к частникам. Тем не менее, даже сейчас количество «паломников» в Петрозаводск со всего Пряжинского района (более 14 тысяч жителей) не уменьшилось, а спрос вдруг пропал. Обсуждение проблемы о транспортной доступности в районе во время прямой трансляции вызвало меньше энтузиазма, чем открытие в Пряже кинотеатра…

Пряже нужны зрелище и действующий совхоз, а дополнительных средств, чтобы «Карелавтотранс» мог ездить по убыточным маршрутам в отдаленные лесные деревни и поселки, нет. Людям много не нужно. Вот и депутат от Пряжинского и Прионежского района Ольга Шмаеник рассказала, что раньше автобус в Верхние Важины ходил один раз в две недели. Люди кооперировались и ездили в райцентр или потом «на перекладных» в Петрозаводск, чтобы сделать все свои дела: побывать в социальных и медицинских учреждениях, купить лекарства, продукты подешевле. Таких «потерянных» населенных пунктов в каждом районе хватает, и как-то так выходит, что люди там «не рентабельны» и на их нужды денег в бюджете нет.

По словам главы районной администрации Оксаны Гаврош, чтобы в Пряжинском районе мог ездить муниципальный транспорт, необходимо закладывать на компенсацию убытков более 1 млн рублей. А в Калевале хватает 155 тысяч. Но летом вопрос внедрения муниципального транспорта все-таки попробуют решить.

С аналогичными проблемами сталкиваются многие районы. Вот и олончане жалуются на отсутствие стабильного транспортного сообщения между населенными пунктами. Ведь не у всех есть машина, а попадать в аптеку, больницу, МФЦ необходимо. «Видлица, Ильинский, Нурмолица, Мегрега, Куйтежа, Михайловское (последние 3 – только 3 раза в неделю!!!). В выходные нет транспорта ни в одном направлении»,  –  пишут в соцсетях. «В Ильинском сельском поселении (с. Нурмойла, п.Ильинский, д. Большаково, д. Алексала) рейсовые автобусы из г.Олонца с апреля 2020 г. не ходят. А также сокращают проходящие рейсы Петрозаводск – Сортавала с 12 февраля 2021 г.  Прошу рассмотреть возможность возобновления пассажирского сообщения в наши населённые пункты»,  – присоединяются к предыдущему  комментарию.  И получают ответ о том, что регулярные перевозки по маршруту Олонец – Ильинский с заездом в Нурмойлу осуществлялись, но в феврале перевозчик от них отказался. Новую транспортную компанию обещают найти до1 июня.

Продолжение следует.