Каким 35 лет назад власти представляли Валаам XXI века

О судьбе монастырской обители и жителей острова. Часть первая

Сегодня его называют "Северным Афоном" - центром православного паломничества и мирового туризма. А совсем недавно на этом живописном, расположенном посреди Ладожского озера архипелаге и вокруг него происходили поистине драматические события.

О судьбе монастырской обители и жителей острова. Часть первая
Журналист Александр Трубин на Валааме середины 1980-х. Фото Василия Петухова.

Проекты, убранные под сукно

«Мы привыкли называть Валаам "Жемчужиной Ладоги", уникальным историческим, архитектурным и природным заповедником, впрочем, как и говорить о его проблемах: медленном ходе реставрационных работ, которые, по сути, сводятся к консервации, о губительном влиянии человека на окружающую среду, о сложной социальной жизни его населения".

Это абзац из отчета о заседании расширенной коллегии Министерства культуры Карельской АССР, опубликованного в газете "Комсомолец" от 24 ноября 1987 года. Там и был рассмотрен проект "скорректированного генерального плана развития острова Валаам до 2010 года".

Уголок "советского" Валаама

Ту публикацию я назвал "Валаам в XXI веке, или Еще одна попытка заглянуть в его будущее". Следует отметить, что проблема архипелага в то время уже не раз рассматривалась на различных уровнях, включая правительство - Совет министров КАССР. Но главными вопросами обсуждений было даже не сохранение исторических и природных памятников, а более приземленные вещи: жизнеобеспечение населения острова всем необходимым. В том числе - решение животрепещущей тогда проблемы электроснабжения.

Генплан разрабатывал институт Ленгипрогор. Его авторы предложили два варианта обеспечения острова электричеством. Первый - строительство мощной электростанции взамен слабенькой, часто выходящей из строя, дизельэлектростанции (ДЭС). Но в этом случае, предупреждали проектировщики, на острове придется установить склад ГСМ объемом не менее 10 тысяч тонн топлива, а это нарушило бы закон о двухкилометровой охранной зоне Приладожья.

Альтернативой ДЭС предлагалась прокладка подводного кабеля с материка. Этот вариант был более сложным и дорогостоящим, но экологически чистым.

Проект Ленгипрогора предусматривал и куда более масштабные идеи: строительство на острове аэродрома, так как осенью и весной Валаам был практически оторван от материка. Сторонники аэродрома утверждали, что летающие туда 2-3 раза в неделю вертолеты во многом зависят от погоды и обходятся в восемь раз дороже, чем полет на самолете. Против строительства ВПП выступили сами местные жители: для нее потребуется 30 га земли, причем пахотной (что-то сеяли тогда на остове). Авиаторы забраковали полосу как расположенную поперек направления основных ветров, что не даст гарантии регулярных рейсов. Экономисты тут же добавили, что сомневаются в ее рентабельности.

Но это еще не все. Проектировщики предложили поставить на острове... канатную дорогу. Оригинальную идею тут же отвергли из-за того, что "сооружения с громоздкими опорами испортят окружающую среду". Но в этом предложении был и здравый смысл: ученые Института леса Карельского филиала АН СССР предупреждали, что "…оптимальным режимом посещения туристами Валаама принято считать 70-80 тысяч человек в год. Однако каждый сезон (к 1987 году) на острове бывает посетителей на треть больше". То есть, нам уже тогда говорили о пагубном воздействии избытка туристов на замкнутую экосистему архипелага.

Проект отправили на дальнейшую доработку, а пока приступили к возведению большого грузового причала в Монастырской бухте. И тут началось!..

У воды да не напиться...

В 1989 году газета "Комсомолец" в статье "Боржоми по-валаамски" отмечала, что это строительство вызвало большой резонанс не только в Карелии, но и во всесоюзном масштабе.

С одной стороны, против нарушения ландшафта исторической бухты с высоты своего авторитета выступили известные в стране люди, включая академика Дмитрия Лихачева. С другой - "низы" - местные жители - подавали свой SOS.

Дело в том, что водозабор, сработанный еще монахами до войны, располагался в том же заливе, дно которого сплошь усеяно бревнами-топлякими.

Водозабор, сработанный монахами до революции

"Во время работы земснаряд поднял вековые шестиметровые отложения, перемешав их с органикой.., в результате в воде было отмечено содержание нитритов в 40 раз превышающее норматив", - отмечалось в публикации.

Откуда в воде взялась органика, специалисты тут же выяснили. На берегу самого крупного озера острова с милым названием Сисяярви, соединяющегося с бухтой протоками, ушлые кооператоры построили ферму - побаловать валаамских школьников парным мясом и молоком. Неизвестно, улучшился ли рацион детей, но 40 свиней и буренок исправно загрязняли ладожскую воду, являющуюся для ее обитателей и питьевой.

Подводя итоги этого периода жизни Валаама, отметим, что он находился под пристальным вниманием общественности и прессы, и власти прислушивались к их мнению. Но наступали другие времена, и архипелаг ждали куда более серьезные потрясения...

Сценарии компромисса

В сентябре 1989 года, по инициативе митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (будущего патриарха), Совет министров Карелии передал в пользование епархии Спасо-Преображенский собор с внутренним каре и расположенные рядом скиты, кроме Воскpесенского и Гефсиманского. И уже в декабре первый "десант" в составе шести монахов вступил на землю Святого острова. Церковь вернулась на остров после 50-летнего отсутствия.

Читайте по теме: "12 ударов: после «зимней войны» священники попрощались с Валаамом"

Местные миряне приняли монахов со всеми почестями: хлебом-солью, как символ надежды на совместное светлое будущее.

Но были и другие прогнозы. Мне довелось присутствовать на совещании правительства, посвященного этому вопросу, и после него известный карельский журналист Евгений Давыдов тихо сказал мне: "Старик (он всегда так обращался, даже к молодым коллегам), помяни мое слово: весь остров отойдет к церкви..." Как в воду глядел мудрый журналист...

Похоже, и правительство республики это тоже понимало, хотя до последнего надеялось хотя бы на компромисс. Это видно по постановлению 2002 года "О Концепции генерального плана развития Валаамского архипелага". В ней содержались пять возможных сценариев влияния государственной политики на территорию архипелага.

Сценарий 1. Усиление государственных интересов РФ и РК в развитии Валаамского архипелага. Этот вариант разрабатывался еще при СССР, но, честно отмечается в документе, «…учитывая, что даже в тех условиях его не смогли осуществить, то нет оснований полагать, что он может быть реализован в условиях сегодняшней России".

Сценарий 2. Усиление интересов города Сортавалы. Приговор однозначный: "недостаточная развитость в России в целом системы местного самоуправления, отсутствие серьезных финансовых источников..., а также менталитет населения Валаама (предвидели таки возмущение людей!), не позволяют представить сценарий, как наиболее отвечающий интересам развития острова".

Сценарий 3. Усиление интересов монастыря в развитии архипелага. Отделение церкви от государства, были уверены авторы концепции, «не позволяет реально осуществить в полной мере данный сценарий развития событий". А зря...

Сценарий 4. Развитие частного интереса на архипелаге. "Наличие жестких природоохранных требований по охране памятников истории и культуры не позволяет рассматривать данный сценарий как реальный" - отмечает правительство РК.

Сценарий 5. Достижение баланса государственных, общественных и частных интересов в развитии Валаамского архипелага. Этот вариант был признан как наиболее вероятный, так как он «учитывает интересы всех участников градостроительной деятельности на архипелаге и объединяет их возможности в возрождении и развитии Валаама".

Отдавая предпочтение этому сценарию, правительство полагало, что возрождение на острове центра православия будет строитЬся со светскими властями на основании закона РФ "О свободе вероисповеданий и религиозных объединениях". На основании этого принципа "мирного сосуществования" чиновники надеялись установить на архипелаге "особое регулирование градостроительной деятельности республиканского значения" и обеспечить "улучшение социально-бытовых условий для проживания светского населения на Валааме".(Позднее это решение было отменено, как не соответствующее Конституции РФ).

И в то же время правительство уже заготовило "белый флаг", заложив в концепцию разработку "программы обеспечения жильем жителей, выезжающих на постоянное жительство на материк". Почему появился этот пунктик? Да просто Верховный Совет Карелии (не всегда друживший с исполнительной властью) уже принял свое решение о возвращении Валаамской обители всех храмовых и административно-хозяйственных зданий. Воевать, в общем-то, уже было не за что...

Панорама Валаама. Фото Александра Львова

Окончание следует.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру