Спасут ли Петрозаводск умные, но дорогие светофоры

Предложение главы города мы обсудили с профессионалами

В Петрозаводске вновь заговорили об организации дорожного движения, конкретнее – об установке новых «умных» светофоров по типу пока единственного объекта на пересечении улиц Красноармейской и Гоголя. Способны ли такие системы улучшить жизнь петрозаводских автомобилистов и избавить город от пробок мы разбирались с нашими экспертами.

Предложение главы города мы обсудили с профессионалами
Петрозаводские светофоры уже не поспевают за прогрессом

Рацпредложение

Первый светофорный «думающий» объект появился в Петрозаводске осенью 2020 года - в качестве пилотного. Его городу подарил «Cбербанк». Система умеет контролировать трафик машин и увеличивать или уменьшать время сигналов (по принципу адаптивного управления), тем самым разгружая перекрёсток в часы пик.

Если бы город оборудовал перекрёсток Гоголя-Красноармейская за свой счёт, то это обошлось бы бюджету недёшево – об этом рассказал мэр Владимир Любарский:

"Дороговизна оборудования и его дальнейшего использования создают определенную дилемму. Партнеры предлагают городу выкупить технику для этого перекрестка и для других проблемных точек. Стоимость оборудования одного перекрестка – несколько миллионов".

Владимир Любарский

"Стоит ли изыскивать серьезную сумму или, как прежде, исходя из мониторинга загруженности, регулировать режим работы светофоров в ручном режиме?" – обратился к подписчикам градоначальник.

Один в городе не воин

Мнения автомобилистов по поводу «умного» светофора традиционно разделились. Кто-то считает, что перекрёсток стало проезжать легче, кто-то не видит в этом пользы, так как старые светофоры на соседних перекрёстках работают в прежнем режиме. С последними согласен Алексей Панфилов, наставник по IT и робототехнике в детском кванториуме «Сампо».

Алексей Панфилов. Фото из личного архива

«От одного умного светофора ничего не поменяется. Они должны работать как комплекс датчиков, – считает Панфилов. – Потому как вся работа не в светофорах, а в системе, которая потом обрабатывает потоки, строит «зелёные» маршруты. Один светофор, по большому счёту, бесполезен».

Сколько вешать

Один мало, а сколько будет в самый раз – пока никто сказать не может. По словам Панфилова, Петрозаводск сейчас находится ещё до точки отсчёта: в городе не проведён анализ транспортной загруженности, отсутствует математическая модель автомобильного трафика.

Но эту проблему можно решить своими силами – привлечь специалистов из кванториума «Сампо» и ПетрГУ. И уже потом искать деньги. Также техническую поддержку могут оказать карельские интернет-провайдеры.

""Ситилинк" может помочь с каналами связи и, если будет необходимо, с облачным хранением данных", - говорит директор по связям с общественностью компании "Ситилинк" Илья Тимин. – "Могли бы городу провести независимую экспертизу, изучить рынок. Но камеры, которые мы используем сегодня, «заточены» немного под другое: могут отслеживать конкретный автомобиль или, например, посчитать количество машин, мест на парковке. Целенаправленно сами мы не развиваем этот продукт (систему «умный город» – прим. ред.), потому как до нынешнего времени спроса не было".

Илья Тимин. Фото из личного архива

Цена вопроса

С расценками на предложения, которые существуют на рынке «умных» светофоров сегодня, разбирался предприниматель Борис Валит.

Борис Валит. Фото из личного архива

Так, аналог установленной на перекрёстке Красноармейская-Гоголя системы предлагает одна архангельская компания - в пример ставят внедрённую в своём городе систему. Эффективность одного проблемного перекрёстка после его обновления увеличилась более чем наполовину.

Архангелогородцы предлагают свои системы пакетом. Сделать 100 городских светофоров «умными» обойдётся Петрозаводску в 27 миллионов рублей. Плюс посреднические издержки и инвестиционное обслуживание - это, по оценке компании, ещё миллионов 16. Соответственно, на один светофор (на перекрёстке обычно их несколько) потратят около 430 тысяч.

За эту сумму каждый светофор оборудуют двумя IP-камерами и щитком управления. Информация будет передаваться по Wi-Fi – прокладывать дополнительные кабельные линии не нужно. Данные будут передаваться оператору и отображаться на интерактивной карте. Все работы обещают провести за три-шесть месяцев.

«Подобных систем сейчас в России уже разработано много, – считает Борис Валит. - На самом деле это уже достаточно хорошо изученная технология, и если обратиться, скажем, в Центр искусственного интеллекта ПетрГУ, то такое решение они могут сделать где-то за полгода. С "железом" тоже проблем нет, поэтому дальше решение за городом – закупать системы откуда-то со стороны или разработать силами наших специалистов».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру