Бизнес с точки зрения желудка
Больше всего мне запомнился мистер Гольдфайн, глава фирмы по организации гостиничного бизнеса. Не удивлюсь, что предки его были родом из Одессы: тонкий, но ядовитый юмор Жванецкого так и сквозил в его словах.
- К моей фирме было несколько предложений, - рассказал Гольдфайн. - Часть касалась строительства гостиниц – мол, давайте заключим соглашение. У нас в Америке все по-другому.
Перечислил бизнесмен по пунктам:
«Провожу опрос общественного мнения - изучаю интерес моих потенциальных потребителей. Нужен ли этот отель вообще, если да, то какого назначения, на сколько мест и прочие необходимые пожелания.
Я должен изучить сопутствующие факторы - наличие в округе театров, спорткомплексов, дансингов и других мест массового посещения.
Далее - вновь обращение к общественности. Только после этого я имею право принять решение…»
И здесь мистер Гольдфайн произнес поистине золотые слова: "Бизнес ведется не от потребностей вашего желудка, а от того, что нужно потребителю".
Добавлю - шпарил американец прямо в соответствии с провозглашенном в то время в Советском Союзе лозунгом: "Все во имя человека, все во благо человека!"
"К сожалению, - писал я в своем отчете, - "многие наши новоиспеченные предприниматели расценивают бизнес с точки зрения своего желудка. Урвать поскорее, разделить прибыль, наплевав на дальнейшее развитие дела. "Куй железо, пока Горбачев!" - эта поговорка уже обошла всю страну.

Насколько соответствует это правило ведения бизнеса в сегодняшней России - судить читателю.
Любящий взгляд буржуазии
"Мы смотрим на вас, как на едва родившегося ребенка: с любовью…", - этой фразой американец Тед Томпсон пытался объяснить отношение своих коллег к нарождающемуся русскому бизнесу.
Ему вторил немецкий предприниматель в области программирования герр Регенштайт: "Мы долгое время находились по разные стороны барьера, но у вас есть толковые люди". И вручил официальное приглашение на годовую стажировку от своей фирмы Игорю Васильеву, петрозаводскому программисту.
Забегая вперед. скажу, что Молодежный центр "Поиск", в котором работал Игорь, позднее успешно сотрудничал с западными партнерами.
Я бы не хотел, чтобы у сегодняшнего читателя сложилось впечатление о том, что этот деловой круиз состоял из сплошного непонимания. На тот момент его польза была несомненно для тех соотечественников, кто к нему подготовился. И "едва родившийся ребенок" уже стал высказывать вполне здравые мысли.

Костомукшанин Виктор Молчанов, глава мебельного предприятия "Лиитто", сумел заключить с американской фирмой договор по выпуску совместной продукции. Не скажу, насколько удалось реализовать в будущем этот проект - тогда, как говорили сами американцы, даже у них только один из 10-15 договоров вступал в реальную силу, но ход мыслей Виктора Владимировича, этого уже не молодого человека, импонировал. Он сказал не менее золотые слова вслед за мистером Гольфайном:
"Тенденция работы с западными партнерами сводится сейчас к получению конвертируемой валюты", - говорил он. - "И вложению ее в закупку новых технологий. Это делать, бесспорно, нужно. Но пока мы не будем на часть этой валюты отправлять нашу молодежь в учение за границу, прока от новейших технологий не будет. Ибо умение нажимать на кнопки - это еще не овладение технологией. Более того, надо просто "покупать", "арендовать" западных специалистов, сажать их дублерами к нашим и учить их. Здесь нет ничего зазорного".
Согласитесь: Молчанов сказал то, что еще Петр Великий нам завещал…
Я тогда впервые попробовал себя в роли бизнесмена: как член клуба "Полярный Одиссей" участвовал в предложении совместного проекта. Признаюсь: партнеры нас "вывернули наизнанку", выспрашивали все детали проекта - финансовые, технические и гуманитарные. Брали время на консультации, снова уточняли малейшие нюансы. В итоге - не без этих переговоров - уже через год состоялись экспедиции "Скандинавское кольцо", которую совершили коч "Помор" и лодья "Грумант", пройдя по местам традиционных российско-норвежских ярмарок.

Как братались "заклятые немецкие друзья"
В конце нашего вояжа, когда "Михаил Ломоносов" уже стоял в ленинградском порту и его гости вывалились на пристань, произошло еще одно историческое событие всемирного масштаба, которое мы тогда до конца не оценили.
Дело в том, что на борту теплохода были две немецкие делегации: западной - Федеративной Республики Германии (ФРГ) и восточной - Германской Демократической Республики (ГДР) (или, как еще ее называла наша пропаганда, "форпоста социализма в Восточной Европе").
Команда восточных немцев, как мне показалось, состояла не из предпринимателей, а из партийных чиновников. И сразу же бросалось в глаза, что они демонстративно сторонятся западных соотечественников. С одним из них я познакомился: Хельмут, функционер FDJ - аналога нашего комсомола. Он посетовал, что жить на "передовом посту социализма" стало плохо. Западные радио и телевидение, особенно в Берлине, одолели своей буржуазной пропагандой: "А мы ничего не можем ей противопоставить…"
И вот представьте такую картину: на пристани у трапа теплохода вдруг эти игнорировавшие весь круиз немцы, начинают бросаться друг к другу в объятия, что-то громко кричать! "Was ist los? - что случилось?" - спросил я у партайгеноссе Хельмута. "Только что объявили, что наш престарелый Хоннекер (вождь ГДР - авт.) ушел в отставку: Германии будут объединяться!!!" - заорал он.
Что тут скажешь? Через два года рухнул и коммунистический режим в СССР, но, в отличии от Германий, страна распалась...
…А теплоход "Михаил Ломоносов" еще в конце 2000-х годов был продан украинской фирме, модернизирован, и продолжает ходить – но уже под другим названием: «Вiкiнг Сiнеус»
