На открытом совещании в мэрии города, прошедшем 14 февраля, основным докладчиком стала Юлия Мизинкова, председатель комитета по ЖКХ. Впервые за много лет петрозаводчанам объяснили, почему часть дорог в нашем городе вообще не чистится.
Часть – это мягко сказано. Если всего на город приходится 2,8 миллиона кв.м. дорог, то в контракте с основным подрядчиком по их содержанию – ООО "ТехРент" – указано на 900 тысяч кв.м. меньше. Это 24 процента – четверть всего объема.
Как пояснила Мизинкова, эти трассы не попали в договор по разным причинам. Во-первых, часть из них к моменту заключения контракта – май 2019 года - еще не были приняты в муниципальную собственность. В основном это микрорайон "Древлянка – 7", которую сдали в только в середине 2020-го. Внести их в документ позже не позволяет закон: это стало бы существенным изменением условий.
Другая часть магистралей не передана на баланс мэрии по разным причинам, причем некоторые давно. Здесь также правовая коллизия: только собственник может инициировать передачу имущества, в данном случае дороги. Все должно идти по определенной процедуре, с копиями документов на собственность, технической документацией, согласованиями и т.п. Некоторые организации-собственники просто не стали этим "заморачиваться".
Третья категория – бесхозные дороги. Они было обустроены так называемым "хозяйственным способом", в основном во время строительства индивидуального жилья, и вообще никому не принадлежат, поскольку отсутствуют на официальной карте города. Характерный пример – ТИЗ "Усадьба": здесь более десятка направлений, проложенных без разрешения и проекта, не соответствующих требованиям.
Теперь со всем этим самостийным хозяйством нужно разбираться: слать запросы, ставить на кадастровый учет, признавать бесхозным имуществом, чтобы потом принимать в муниципальную собственность, причем через суд. Такая работа уже ведется в отношении двух десятков дорог.
Но сейчас все эти магистрали не чистятся. В прошлом "ТехРент" по просьбам муниципалитета проводил на них разовые уборки, но не в этом супер-снежном году: подрядчик даже с заявленными объемами не справлялся.
Чтобы как-то спасти положение, мэр Петрозаводска направил главе республики Артуру Парфенчикову просьбу о выделении из резервного фонда 4 млн. рублей, которые потратят на уборку снега – при условии, что городская казна выделит столько же. Это позволит продержаться до конца зимы. Договор должен быть подписан в начале недели.
Но проблему власти намерены решить стратегически. Во-первых, договор с "ТехРентом" наверняка будет расторгнут, и те направления, которые не вошли ранее, будут учтены в новом контракте. Но нужно понимать, что это существенно удорожает его стоимость.
Во-вторых, в мэрии начинают создавать единый реестр автомагистралей с указанием их статуса: кому принадлежат (если принадлежат), на какой стадии находится принятие в муниципальную собственность. Этот список должен находиться в открытом доступе.
"Ситуация абсурдна по своему смыслу", - признал глава города Владимир Любарский. – "Человек живет в доме, иногда даже многоквартирном, а улица, на которой он живет, или в Лесфонде, или не вошла в контракт, или не передана муниципалитету… Она не обслуживается надлежащим образом. При формировании нового контракта мы должны выработать такой алгоритм, который бы эту ситуацию исключил в принципе. Другой алгоритм, другой механизм, который бы позволил не оставлять "за порогом" или вновь созданные, или еще не переданные улицы".
Очень важно, что мэр вспомнил об участках дорог, которые не только никому не принадлежат, но даже не поименованы. Раньше их было принято называть межквартальными проездами. Эти отрезки – едва ли не самая большая беда города, поскольку они не чистятся в принципе. Любарский дал поручение занести в регистр и их тоже.
В "сыром" виде такой список должен появиться в течение двух недель.