Как парусное суденышко из Карелии возглавило парад Северного флота

"Дедушка российского флота" салютовал современным военным кораблям, и наш корреспондент в этом участвовал

Мы уже рассказали, как в "лихие 90-е" в Петрозаводске появился ботик Петра Первого, который едва не расплющило о причальную стенку во время спуска на воду. Но дальнейшие приключения этого судна оказались еще более увлекательными.

"Дедушка российского флота" салютовал современным военным кораблям, и наш корреспондент в этом участвовал

Плотик с ботиком

Как-то после описанных событий мне позвонил Виктор Дмитриев: "Едем в Мурманск. Наш ботик станет главной фигурой праздника 300-летия Российского флота". Какой же журналист, тем более я, в "табелях" клуба считающийся его главным бомбардиром (да и первым человеком, кто сел за румпель бота), откажется от такой чести?..

В драмтеатре нам выдали реквизиты: мундиры, киверы и даже ботфорты из настоящей кожи. Там мой коллега Сергей Лапшов впервые примерил на себя костюм Петра, и по сей день он остается в его образе на праздниках "Полярного Одиссея". 

Сергей Лапшов

Ботик везли в Мурманск на КамАЗе в сопровождении его строителя Олега Краснова, а остальной экипаж прибыл на север на банальном сухопутном поезде. Судно выгрузили на одном из военных причалов, по сути, на понтоне. Приливы и отливы в губе достигали почти шести метров, и этот "плотик" с нашим ботиком также колебался вместе с уровнем моря.

Приехал Виктор Дмитриев с флотскими офицерами: начинайте тренироваться перед парадом. Мы отчалили. Был свежий ветерок. Я приказал поставить паруса, их было захватил ветер, но начавшийся отлив, круговорот течения гнали нас на образующуюся прямо на глазах отмель. Это было страшно. Но тут подошел какой-то катерок со спокойным, как все поморы, экипажем, привычным ко всему, и отволок нас к родному причалу. Представители флота решили, что ботик вдоль линейки кораблей на параде будет буксировать катер.

На следующее утро мы были тоже при параде, одетые в театральную форму. На флагштоке ботика вместо доморощенного флага, больше похожего на опереточный, был поднят подаренный нам командованием настоящий штатный Андреевский флаг. Катер потащил лодку на парад. Впечатления неизгладимые: стоящие на якорях эсминцы, десантные и ракетные корабли, субмарины, на палубах - выстроенные в струнку экипажи. И мы, проходя мимо каждого судна, салютовали им из своих бронзовых фальконетов - пушек малого калибра для абордажного боя. Их на ботике было по два на каждом борту, и мы едва успевали перезаряжать орудия для нового выстрела.

После торжественного прохода катер отвел нас в бухту и отдал "концы" - мол, сами выгребайтесь. Мы уселись за весла, и тут началось… К берегу устремились десантные суда, на акватории вблизи ботика раздались всплески разрывов - начался показательный штурм берега морской пехотой.

К счастью, все обошлось, хотя крепких слов под гул стрельбы было выкрикнуто немало. Нас спасли, и бот расчалили между плавучим госпитальным судном с родным названием "Ладога" и пирсом - чтоб никто в него не залез. Но утром мы не обнаружили на нем подаренного флага. Что скажешь - сами виноваты: на флоте издревле принято вечером спускать на кораблях флаг, а утром его поднимать…

Как флот подарил нам тральщик

На следующий день командир оперативной группы СФ контр-адмирал Владимир Доброскоченко пригласил нас на борт эсминца, на котором, как говорят на флоте, "держал флаг". Наш "адмирал" Виктор Дмитриев предложил ему передать один из списанных кораблей в будущий музей "Полярного Одиссея" (в нем уже был ледокол "Нева"). Я было предположил, что Виктор с его размахом идей попросит подлодку, но заказ оказался куда скромнее: деревянный тральщик проекта "Яхонт", которые строили на петрозаводском заводе "Авангард". Контр-адмирал дал "добро".

Письмо ушло в правительство РФ, и оно выдало соответствующее распоряжение. Но, как с грустью поведал Дмитриев, выделенное судно было в таком состоянии, что о перегоне его в Петрозаводск не было и речи - разве только на дрова…

Новый бот, новые надежды

Нынешней зимой, благодаря гранту Президентского фонда культурных инициатив, в клубе вновь открылась "Школа поморской культуры, традиционного судостроения и мореходства". Объектом строительства стала новая копия ботика Петра. На этот раз - максимально точная, с разницей в том, что корпус, в отличие от британского, сделан не из дуба, а из выдержанной карельской сосны.

К работе приглашались все желающие из учебных заведений города. Однако надо признать, что далеко не каждый, кто пришел на ознакомительные экскурсии, загорелся желанием принять участие в проекте, и потом походить на суденышке на веслах и под парусом. И только курсанты нашего филиала Университета морского и речного транспорта имени адмирала Макарова (проще говоря, речного училища) взялись за эту работу. Они и стали первым экипажем ботика после его спуска на воду. А я, первый его рулевой, уже с берега наблюдал за действиями моряков.

Накануне торжества я еще раз поговорил с Виктором Дмитриевым. 

Виктор Дмитриев

Судьба первой копии ботика Петра сложилась относительно счастливо. Хотя после героического похода в Мурманск, он оказался не нужен ни флоту, ни Петрозаводску, и гнил на пирсе клуба, его удалось передать партнерам в Лодейное Поле, где он, отреставрированный, еще дважды участвовал в морских парадах. Не впервые в Ленинградской области восстанавливают карельские корабли…

Читайте по теме: "Как в Петрозаводске строили корабли для знаменитого фильма"

Более печальная участь досталась кочу "Помор", совершившему походы на Шпицберген и на Аляску, лодье "Любовь", единственной из трех вернувшейся в родную гавань из путешествий на Святую землю. Эти суда уже практически уничтожены временем. Причина - у клуба нет средств на их содержание. 

Коч "Помор" на Шпицбергене

А на родине ботика - в Великобритании - нашли свой покой на вечной стоянке в сухом доке Гринвича чайный клипер "Cutty Sark" и стоящая под его бортом 12-метровая яхта "Gipsy Moth IV" сэра Френсиса Чичестера, в 64 года в одиночку обогнувшего наш "шарик".

- После празднования Дня города в период навигации на ботике будем обучать курсантов, поставим для подстраховки мотор, покатаем всех желающих: петрозаводчане так отвыкли от прогулок на воде, - сказал Виктор. - А потом, видимо, построим в клубе ангар для судна и создадим в нем еще одно подразделение нашего музея.

Фото из архива клуба "Полярный Одиссей".

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру