Почему мрамор Рускеалы убрали со стен Исаакиевского собора

История карьера в Рускеале. Часть вторая

Мы уже рассказали, почему российские императоры не замечали рускеальского мрамора. Но когда местный пастор умудрился донести идею разработки месторождения до Екатерины Великой, в Рускеале появился карьер.

История карьера в Рускеале. Часть вторая
Рускеальский карьер, 1901 год. Фото из архива краеведа А Хенинена (Финляндия)

Карт-бланш Екатерины

В 1768 году вышел указ Сената "Об изготовлении мрамора и дикого камня на строительство Исаакиевской церкви… в погостах Сердобольском и Рускеальском с устройством там шлифовальных мельниц". В указе отмечалось, что карельский камень должно использовать не только "на оное строение, но и впредь, куда Ея Императорское Величеством повелено ни будет". Таким образом, рускеальский карьер получил высочайший карт-бланш.

Уже через год "мраморные ломки" были переданы в прямое подчинение "Конторе строения Исааковской церкви". На берегу речки Русколки был построен рабочий поселок, в который привезли каменотесов, резчиков - в основном с Урала. Здесь же поселились горные инженеры и, конечно, начальство. Поселок, имевший до того времени лишь таможенный пост да почтовую станцию, преобразился.

А пастор Алопеус, не забывая окормлять паству, стал еще и рьяным пропагандистом разработки месторождения, и даже написал несколько научных трудов о его особенностях и процессе добычи минералов. На Белой горе - первой очереди карьера - "находят мрамор нежной и грубой породы различных цветов, включая красный и голубой", отмечал он. На Зеленой горе - "зеленый мрамор, не совсем одной окраски, а с белыми, желтоватыми и черными жилами. Он напоминает итальянский сорта "верд-антик".

К 1780 году на карьере работало около сотни человек, глубина его достигла 14-16 метров. И что интересно: чем дальше углублялись в гору "ломщики", тем более качественным становился мрамор. Как происходил этот процесс, до нас донес тот же Самуил Алопеус.

"На уступе подошвы горы с помощью стальных буравов (70х25 мм) пробивали шурфы", - писал пастор, - "Делалось это так: один рабочий держал бур, другой бил по нему молотом. Бур проворачивался и - новый удар. Третий рабочий постоянно подливал в лунку воду для охлаждения бура и смыва скола. В день ломщики могли пройти шурф глубиной от 2,5 до 2,8 метра, а подкоп под будущий блок мрамора был длинной до 8 метров". Затем в шурфы укладывались пороховые заряды и - ба-бах! В результате взрывов "гора сотрясалась и от нее откалывались громадные куски".

Эти глыбы каменотесы раскалывали и отправляли на "пилящую и шлифовальную машину, приводимую в движение водяной мельницей" реки Русколки.

Транспортировка мраморных блоков до Петербурга выглядела так: зимой их везли на санях до устья реки Хелюля, а затем, уже с началом навигации, на баржах по Ладоге и Неве отправляли в столицу.

Как Рускеала защитила Сортавалу

И все бы хорошо, но в 1788 году грянула очередная война со шведами. В окрестностях Рускеалы были установлены две артиллеристских батареи, которым придали отряд пехоты. Когда шведско-финский супостат, намеревавшийся взять Сердоболь, подошел к русским позициям, начался кровавый бой, который длился четыре часа. Ворогу удалось-таки взять поселок, но сил на конечную цель - завладение городом - ему уже не хватило. Через пару месяцев шведско-финские войско ушло из поселка домой.

И вот что странно. Финские составители книги "Mining Road" смогли найти имена своих офицеров, командовавших наступлением: майора Грипенберга и лейтенанта Шарпентиерпа. А наши коллеги ограничились лишь описанием подготовки батарей и хода сражения. Имена русских офицеров пока еще ждут очереди на рассекречивание?

После провозглашения независимости Финляндии ее власти установили на месте этого боя памятник погибшим.

Памятник шведским и финским воинам в Рускеале, 1939 год. Фото из архива краеведа А Хенинена (Финляндия).

Он простоял до 1970 года, когда директор уже советского горного предприятия В. Соловьев не приказал снести его до основания.

Монферран: от собора до подсвечников

К началу XIX века рускеальские карьеры, то ли из-за падения спроса, то ли в результате отсталости технологии и, как следствие, снижения качества, стали приходить в упадок. Как отмечал в 1804 году академик Василий Севергин, посетивший месторождение, "на мраморных ломках работало всего шесть человек". А ведь видел же сей ученый муж своими глазами "прелесть и изящество изготовленных половых штук из восьмиугольника темного в середине, к краям которого представлены четырехугольники белого цвета, готовые к отправке".

Вторую жизнь карьер получил при императоре Николае I в 1817 году. Согласно его повелению, здесь началась добыча минерала для перестройки Огюстом Монферраном Исаакиевского собора. 

Купол Исаакиевского собора. Фото Максима Берштейна

Считается, что сам великий зодчий побывал на наших каменоломнях и лично выбрал плиты из минерала Белой горы, которые пошли на стены храма, а также резные портики дверей. В это время число работающих на карьере достигло 700 человек. 

Монферран еще и преподал россиянам урок европейской предприимчивости. Параллельно с госзаказом на облицовочные материалы он частным образом организовал производство мраморных ваз, подсвечников, столешниц и деталей каминов, что принесло немалую прибыль. Власти было покривились, но архитектор убедил их в том, что "вазы, заказаны в ломках для того только, чтобы увидеть степень искусства". 

Бюст Монферрана в Исаакиевском соборе, созданный из камней, использовавшихся при строительстве храма

Как бы ни был прекрасен внешний вид рускеальского мрамора, со временем выяснилось, что он недолговечен. Минерал быстро разрушался в наружной облицовке Исаакиевского собора. Поэтому уже в 1870-90 годах была произведена его замена на итальянский мрамор. Карельские ученые это объясняют тем, что наша порода неоднородна по своему строению, а также "повышенным содержанием в воздухе серного и углекислого газа, что ускоряет процесс разрушения мрамора". Последнее предположение выглядит странным: откуда в окрестностях С-Пб взялись серные источники?..

Окончание следует.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру