К чему быть готовым?
Туристам в Дагестане рады, хотя взаимодействие пока еще на уровне отладки. Например, крупные гостиницы, к которым привыкли наши путешественники, есть в Махачкале и в Дербенте. Но там – мало интересного.
В Избербаше, который ценят за хорошие пляжи и стратегически важное положение, все больше небольшие частные гостинички. А в горных селеньях самая популярная форма рекламы жилья под сдачу – объявления на листочке «Сдам комнату» прямо на дверях домов.
Зато хозяева – радушны и приветливы.
Правда, приветливость никак не отменяют того, что проблемы своего родного региона жители Дагестана видят хорошо. И как хорошие хозяева испытывают определенную неловкость перед гостями. Огромная проблема – мусор.
Петрозаводчане, которых мусорная реформа порядком утомила, слабо представляют масштаб катастрофы. Южное солнце. +40 в тени. Открытые баки, которые не опустошаются месяцами. Коровы, питающиеся на мусорных развалах. Местные говорят – проблема не решалась годами. В горах мусор зачастую вывозят сами же местные, набивая им багажники авто, и выбрасывают в ближайшие мусорки в крупных населенных пунктах.
Чиркейское водохранилище, одно из красивейших, крупнейшее на Северном Кавказе, имеющее уникальный цвет воды, иной раз покрывают мусорные острова. «Это после дождей с гор намывает, - вздыхает Руслан. – Очень неприятно смотреть. Как сюда гостей везти? Надо ждать, когда уберут. Кто уберет? Так местные. Сами на лодках выйдут и уберут».
При этом на Чиркейском водохранилище – не только восхитительные пейзажи, роскошные локации для фото, но и отличные возможности для катания на сапах.
Еще одна проблема – отключения воды и света. Например, в Избербаше воды может не быть сутками. Петрозаводчанам это тоже, в принципе, знакомо. Однако если в столице Карелии коммунальщики постараются как можно быстрее уладить проблему, а ЕДДС точно знает, что и где произошло, то в Дагестане никто ничего не знает. Сети в регионе изношены, на восстановление их денег нет.
Местные считают, что все дело – в коррупции.
Еще один нюанс, о котором стоит знать, связан с религиозным и культурным кодом местных жителей. На входе в кафе могут встретиться таблички, напоминающие о дресс-коде. Ничего экстраординарного в нем нет. Местные просто просят не появляться в обществе в купальниках и не показывать слишком много тела. А еще – не проявлять нежные чувства друг к другу слишком активно.
Спрашивается, зачем же ехать в такой регион? Разумеется, чтобы, уподобившись горной козе, скакать по склонам, вдыхать восхитительный воздух и делать еще десяток приятных вещей.
Но перед этим нужно учесть несколько моментов.
Очень важные нюансы
С одной стороны, тот факт, что Дагестан пока не покрылся гостиницами, турмаршрутами и прочей развесистой клюквой для туристов, на руку самостоятельным путешественникам: и дешевле, и свободы больше.
С другой, важно качественно подготовиться к поездке.
Первое – маленьким детям в Дагестане будет плохо. Большая часть дошколят и даже младших школьников, встреченных на пути, имела самый несчастный, разморенный и уставший вид, бесконечно донимала родителей и страдала изо всех сил. Пешие маршруты бывают сложны и долги, никаких развлечений по краям горных пропастей нет, в машинах на горных серпантинах трясет и укачивает.
Второе – перед поездкой необходимо запастись всеми необходимыми лекарствами. Дело не в отсутствии аптек, а в том, что понятия «режим работы» в Дагестане не существует. Поэтому из пяти аптек по пути четыре могут быть закрыты, а в пятой не будет нужного средства.
Третье – хороший гид и водитель. Пока еще уровень знаний экскурсоводов в Дагестане исчерпывается, по большей части, знаниями из Википедии и прибаутками из местного фольклора.
Хороший проводник в Дагестане – на вес золота. Он расскажет, в каком кафе стоит пробовать местные блюда, а в каком лучше ограничиться чаем, где купить вкусный виноград; найдет жилье в горных селах заранее; договорится с владельцами УАЗиков, которые везут туристов на горные вершины, научит торговаться на рынке и заменит любой гугл.
Четвертое – гардероб по погоде. Жаркий сезон длится в Дагестане с апреля по конец сентября. И он бывает действительно испепеляюще жарким. При этом погода может измениться внезапно и решительно. Сильные дожди в горах или холодный ветер – повод экипироваться серьезно и прогноз изучить заблаговременно.
Куда поехать?
Если хочется пляжного отдыха, стоит обратить внимание на Избербаш и Махачкалу. Пляжи здесь есть – разной степени благоустроенности. Но нужно помнить, что в сезон на этих пляжах заняты даже стоячие места.
Если душа мечтает о восточных базарах, то Махачкала предложит несколько рынков, где есть все – от специй и ковров до папах и убреча десяти видов. В столице региона, кстати, расположена и Джума-мечеть, одна из крупнейших в Европе. Впечатляет она не только экстерьером, но и внутренним убранством. Войти в мечеть можно, на входе проинструктируют и напутствуют.
Если хочется бродить по узким старинным улочкам, штурмовать крепости и изучать устройство старинных девичий купален, пить крепкий кофе с восточными сладостями, стоит ехать в Дербент. Это – самый древний город России. Его сердце – старый город, а зеница ока – крепость Нарын-Кала. Построил ее, говорят, в начале нашей эры один из шахов, а назвал в честь своей супруги.
Местные сочинили поговорку: «Хочешь прославиться в истории Дагестана – вложись в реставрацию Нарын-Кала». Действительно, крепость представляет собой величественное зрелище, а прекрасная инфраструктура делает ее одним из самых достойных точек посещения. Здесь есть решительно все: экскурсионный маршрут, и достопримечательности вроде прекрасно сохранившейся подземной камеры для узников и огромного, вымощенного камнем водохранилища, и родник, питавший крепость водой еще в 17 веке (стоит попробовать воду хотя бы из любопытства, гиды сетуют: с каждым годом родник затихает), и пестрые кафе.
Но, конечно же, самое интересное в Дагестане – это не море и не рынки. Это величественные горы во всем своем разнообразии.
Село-призрак
Непременно стоит посетить село-призрак Гамсутль, что в Гунибском районе. История села исчисляется уже даже не сотнями, а тысячами лет. Когда-то здесь кипела жизнь, была и поликлиника, и школа, и детсад (во что сейчас верится с трудом). А еще раньше имам Шамиль, по преданиям, встречал в так и оставшемся непокоренным селе, русские войска.
Но лет 30 назад местные жители начали спускаться все ниже – добираться до селенья, расположенного на высоте в полторы тысячи метров над уровнем моря, было трудно. Последний местный житель, Абдулжалил Абдулжалилов, умер в 2015 году. Фотография его все еще украшает террасу одного из домов. «Говорили, он тоже решился переехать в село, расположенное пониже. Но не смог, очень томился, тосковал и вернулся обратно. Пчел разводил, огород возделывал», - поделился гид Руслан.
Сейчас Гамсутль – комплекс обветшавших, но еще очевидных зданий, и более древних руин. Виды завораживают. Наверное, именно так и выглядит вечность. Пройдет еще несколько лет активного посещения туристами и, очевидно, место поменяет облик. Вряд ли земляные полы и перила из выветренного дерева рассчитаны на такие потоки любопытствующих.
Нужно учесть несколько моментов при посещении: дорога к селенью сложна – несколько километров придется взбираться по кручам. Есть участки, которые предлагают преодолеть на лошади (от 1000 рублей с человека). Однако на наших глазах одна из таких лошадок чуть не свалилась в пропасть – ее задние ноги соскользнули с края узкой горной тропки. Поэтому лучше – пешком.
В самом Гамсутле пока еще нет ни ограждений, ни табличек, ни размеченных троп. ПС одной стороны, это дает неограниченную свободу (на свой страх и риск). С другой – пугает.
Еще одно место, которое точно нельзя упустить из виду – это башни Гоор и Девичья скала.
Башни Гоор
Село Гоор находится в Шамильском районе, а его главная достопримечательность – древние сторожевые башни, расположены на головокружительной высоте. Конечно же, добираться к башням придется по серпантинам, но лихие горцы на старых УАЗиках лихо домчат по узким пыльным тропам (за 500 рублей с человека).
Там же, рядом с башнями, находится скальный выступ – Девичья скала. Конечно же, у местных есть душещипательная легенда о гордых дочерях гор, которые от несчастной любви спасались прыжками с этой самой скалы.
Сейчас на выступе, не обнесенном даже сигнальной ленточкой, с удовольствием фотографируются туристы. Еще бы, скала нависает над головокружительной пустотой, на фоне – покрытые лесами горы.
Здесь можно было бы получить восхитительные кадры с помощью дронов. «Нет, дроны здесь не запускают, - отзывается гид Руслан. – На них орлы нападают».
Водопады
Там, где горы и реки, там, конечно же, и водопады. И это не уровень Кивача. Отдельного внимания заслуживает подземный водопад в Салтинской теснине, к которому придется идти по колено в прозрачной воде, пробираясь во мраке ради потрясающих видов. Там же рядом, кстати, невероятной красоты Карадахская теснина: высота стен ущелья – 170 метров, ширина – метра три-четыре.
Не менее интересен водопад Тобот в экстрим-парке Матлас. В этом парке (где из экстрима, пожалуй, только зиплайн да очень крутые спуски и подъемы) находится и Каменная чаша – любопытная галерея внутри скал, смыкающихся над головой. Здесь прохладно даже в самый жаркий день. Ощущения – весьма любопытные. Благоустройство, правда, на нулевом уровне: если накануне был дождь, идти меж скал придется по вязкой жиже. Никаких указателей нет, зато есть несколько очень обманчивых ответвлений от основного хода.
Говорят, еще до прихода современных религий, это место носило сакральный характер. И если встать в самом центре Каменной чаши, и загадать заветное желание – оно сбудется. Так это или нет, утверждать не беремся. Но надеемся и верим, что в каждой легенде есть доля правды.