Имя Андрея Птицына на слуху у жителей Карелии. Ещё бы – художник способен создавать картины даже на трансформаторных будках. Чтобы увидеть более масштабные работы Андрея, придётся выехать за пределы региона.
К примеру, в 2020 году Андрей вместе с «коллегой по цеху» Артёмом Хазановым нарисовал на архангельской девятиэтажке мурал, посвящённый Дню Победы. Монументальная – в прямом смысле слова – картина получила название «Сон внука». На ней изображен ветеран Великой Отечественной войны, которого обнимает ребёнок.
На ещё одну масштабную работу стрит-арт художника вдохновила пятилетняя дочь Полина. Благодаря Поле на серой девятиэтажке в Мурманске художник нарисовал яркие и трогательные детские сапожки.
«Чтобы нарисовать мурал, чаще всего используют проектор. Если проектора нет, нужно нарисовать разметку, сфотографировать здание с нарисованной на нём схемой. После – наложить на фото контур рисунка. А уже затем можно приступать к работе. На люльке смотришь, где и как проходят линии, и просто повторяешь рисунок», – рассказал Андрей.
В Петрозаводске крупные арт-фестивали не проводятся и поэтому нет столь масштабных работ на многоэтажных домах.
«В городе можно найти заброшенные места, гаражи, где можно спокойно порисовать. Места, которые никому не интересны, кроме меня и ещё пары художников», – объяснил художник-урбанист.
При этом в столице Карелии не хватает не только легальных стенок, но и арт-пространств, где отношение к граффити было бы лояльным.
«Здесь совершенно точно не хватает таких мест, где к граффити бы относились спокойно и были бы заинтересованы в этом виде уличного искусства. В одном из районов Мурманска относительно недавно появилось творческое пространство «Контейнер-холл». Там проводят кинопоказы, посвящённые стрит-арту, раскрашивают фасады в яркие цвета – у нас ничего такого нет. У меня есть желание хотя бы немного улучшить отношение жителей Петрозаводска и Карелии к рисованию на улице», – поделился Андрей Птицын.
Андрей признает, что негативное отношение к граффити возникло не с пустого места, но как научиться рисовать хорошо, когда всё под запретом.
«Обычным людям не понятны какие-то буквы, абстрактные вещи, которые порой рисуют уличные художники. То, что людям не понятно, им, естественно, не нравится. Мне иногда прохожие говорят: «Лучше бы нарисовал… (и перечисляют, что именно)», – уточнил Андрей.
При этом за все 20 лет увлечения стрит-артом Андрей попадал в полицию всего несколько раз. Не совсем удачным в этом отношении был прошлый год, в отделение полиции пришлось побывать дважды.
При этом к полноценным граффити с уважением относятся другие уличные художники, вот погода творчество уличных художников не жалует.
«Два года назад меня попросили разрисовать пианино, которое по традиции устанавливают в белой ротонде на набережной Онежского озера. Я расписал, а потом ливень, к сожалению, всю краску смысл. Ещё и пианино после дождя испортилось», – с сожалением сообщил художник-урбанист.
Но такие творческие задачи – лишь часть жизни Андрея. Он принимал участие в стрит-арт проектах не только в городах России, но и за рубежом: в Финляндии, Норвегии, Германии.
«На международные фестивали я ездил несколько раз, но не могу сказать, что у меня большой опыт. Что касается, российских фестивалей и проектов, то их уровень очень отличается. Есть проекты, рассчитанные на людей с небольшим опытом. Туда несложно попасть», – объяснил стрит-арт художник.
Андрей не только участвует в фестивалях, но и регулярно выполняет коммерческие заказы.
«Именно они приносят основной доход. Платят и за участие в фестивалях. Когда можно раскрасить девятиэтажку и при этом заработать, от этого приятно вдвойне. Бывает и совсем печальная «коммерция», которой не хочется заниматься», – честно рассказал Андрей.
Но научиться стрит-арту любой человек с задатками художника может.
«Порой мне попадается информация о том, что где-то открылись школы или курсы, связанные со стрит-артом. Но я считаю, что учиться стрит-арту нужно на улице», – считает петрозаводский художник-урбанист.
Усилия обязательно окупятся. Человек с баллончиком может преобразить скучный серый фасад, добавить красок трансформаторной будке и – яркости в жизнь любого панельного дома.
Проект «Карельская артель» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.