Со своим тарифом на 5 лет
Напомним, сразу семь организаций, осуществляющих автобусные пассажирские перевозки в Петрозаводске, потребовали отменить постановление местной администрации N4334 «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам в Петрозаводском городском округе». Не понравилось предпринимателям то, что мэрия решила перевести на регулируемый тариф и заключить брутто-контракты (когда перевозчик получает оплату работ по контакту, а вся выручка от реализации билетов перечисляется в бюджет заказчика) на маршрутах автобусов № 5, № 14 и № 29. Маршруты, обеспечивающие транспортное сообщение с самыми отдаленными районами города - Птицефабрикой, СКЗ и Соломенным, - «уплыли» из рук прежних перевозчиков. Хотя срок действия выданных им администрацией города в 2021 году свидетельств, дающих право на перевозки по этим направлениям, истекает только в 2026 году. Поэтому представители ООО «АТП», ООО «АТП 2», ООО «АТП 3», ООО «Автосити», ООО «Транспортная компания», ООО «АТП № 4 Тосноавто», ООО «ТК Паллада», продолжая осуществлять перевозки по нерегулируемому тарифу, пошли в суды бороться с мэрией. Они добились в этом деле успеха.
Дорогое удовольствие
Пока шла судебная баталия, горожане смогли оценить работу «Транс-Балта», компании, взявшей на себя маршруты №№5, 14, 29 по брутто-контракту. Новые чистые автобусы с опрятными водителями, соблюдающими расписание, пришли на смену ржавым ПАЗикам в середине прошлого года. Жители отдаленных районов наконец получили возможность без проблем добираться до своих домов на общественном транспорте. Хотя городу запуск «Транс-Балт» стоил недешево.
«На основании разработанной маршрутной сети и с учетом 100% обновления подвижного состава на условиях лизинга „РосДорНИИ“ сделан расчет начальной максимальной цены контракта на 2023 год по брутто-модели. Получилось без малого 2,2 миллиарда рублей. Прогнозная выручка от реализации билетной продукции оценивается в 800 миллионов рублей. То есть для реализации транспортной реформы в 2023 году в бюджете должна быть предусмотрена сумма в размере 1,4 млрд рублей», — рассказала в конце 2022 года, перед запуском реформы, тогда еще заместитель главы Петрозаводска, председатель комитета ЖКХ Юлия Мизинкова.
Инициатор транспортной реформы Владимир Любарский, покинувший кресло главы города перед запуском новых автобусов на линию, рассчитывал на помощь республики. И поддержка в сотни миллионов рублей была.
«Сколько есть в нашем кошельке, столько мы и сможем истратить. Мы получаем поддержку из республиканского бюджета. Но нужно понимать, что карман республики не может быть бездонным. Так что рассчитывать нужно на свои силы. Но уверен, ключевые вопросы по общественному транспорту решим в 2023 году. При наличии средств в 2024 году мы будем готовы запустить реформу и на других маршрутах. Транспортная реформа глобальная. На ее реализацию уйдут годы. Главное — начать. А мы готовы к этому старту», — говорил Владимир Любарский, когда в мэрии под елочку в 2022 году презентовали реформу.
Конец иллюзиям
Оказалось, Петрозаводск совсем не готов ни к старту, ни к продолжению, ни к окончанию этого грандиозного проекта. Призывы к горожанам поддержать реформу, сбор подписей под петицией не помогли. После оглашения решения Верховного суда об очередном проигрыше администрации города маршруткам нынешняя градоначальница Инна Колыхматова заявила о сворачивании транспортной реформы. Автобусы «Транс-Балта» уйдут с линии до 1 июля. Контракт заканчивается 30 июня.
«Сегодняшнее решение суда поставило точку в споре администрации с прежними перевозчиками. Переход на систему брутто-контрактов сейчас отменен. Точнее – он откладывается на два года, пока не закончится срок действия свидетельств прежних перевозчиков.
Это не означает, что администрация откажется от борьбы за права горожан. Мы продолжим нашу работу с законодателями, а также будем требовать от всех участников рынка пассажирских перевозок честной работы и соблюдения прав пассажиров.
Петрозаводск достоин современных автобусов и удобных маршрутов!», - написала глава Петрозаводска Инна Колыхматова на своей странице в соцсети.
Пока власти Петрозаводска фантазируют, перевозчики, на которых не нашли управу, начали повышать стоимость проезда в автобусах. ООО ТК «Паллада» уже уведомило мэрию о повышении стоимости билета на маршруте №3 с 10 июня.
Но попытаются ли организации, потерявшие на год три маршрута из-за «Транс-Балта», отсудить у администрации города понесенные убытки? С этим вопросом «МК в Карелии» обратился к представителю группы автотранспортных предприятий Петрозаводска, которая работает на большинстве маршрутов, Николаю Тараканову. Бизнесмен отказался комментировать и планы по дальнейшим судам с мэрией, и повышение тарифов. Так что горожан, скорее всего, ждут неприятные сюрпризы. Пассажирам остается только возмущаться, оставляя комментарии в соцсети.
«Опять мэрия в очередной раз расписалась в своем бессилии повлиять на перевозчиков. Непонятно, что за юристы сидят, а не работают в администрации, как так получается, что мэрия не влияет на цену поездки. Нужно составлять контракт так, чтобы мэрия регулировала цену поездки, а не перевозчик. Вы получаете з/п из кармана налогоплательщика, мы вам платим зарплату, так будьте добры её отработать. А иначе зачем вы нужны», - пишет горожанин под постом Инны Колыхматовой.
«Ну, народ и это проглотит. Все молчат, во многих городах реформа на ура, все успешно, а в Карелии коррупция и родственные связи убивают всё на корню», - констатирует подписчица главы города.