Тем, кто собирается приехать в этот край вина и сыра, нужно знать несколько вещей, чтобы не оказаться в глупом положении.
Первое: грузины между собой говорят по-грузински, а не по-русски с кавказским акцентом. Русский знают многие, но молодежь уже не находит нужным его учить, разве что обязывает работа в сфере туризма или общепита. Впрочем, с английским то же самое. «Вах!» грузины не говорят никогда, по крайней мере, при нас не говорили.
В национальных костюмах почти никто не ходит. Пройдя по самым туристическим местам Тбилиси, мы не встретили никого в черкеске (по-грузински это «чоха») с кинжалом на поясе. И в горах Кахетии никаких национальных мотивов в одежде мы тоже не увидели. Даже ради фото за деньги. Хотя иногда...
Женщины Грузии – красивые, современные, совершенно свободные и равноправные люди. Разительное отличие от мусульманских стран. Оно и понятно: Грузия приняла христианство сразу вслед за Арменией, в IV веке.
Грузины не поют на каждом шагу. И не танцуют лезгинку. Впрочем, гуляя по проспекту Шота Руставели, мы наткнулись на группу молодежи - уличных танцоров. Но это был не стрит-дэнс, а именно народный танец, который ребята исполняли с истинным мастерством. Зрители, в основном местные, принимали их с не меньшим восторгом, чем туристы.
Грузины почти не пьют красного вина. Если и выпивают, то максимум бокал: здесь все знают, что красное вино повышает давление. Здесь употребляют белые сухие вина, и могут выпить их действительно много, но только во время застолья. Нам несколько раз подчеркивали: мы пьем – но мы кушаем. Полусладких вин, включая «Киндзмараули», местные не пьют вообще, его делают для продажи (но только не в домашних условиях, это невозможно технологически). А вот тосты говорят, и действительно долгие.
Пьют грузины не из бокалов и уж точно не из рогов. Они используют небольшие стаканы.
Тамада тоже пьет. Это не просто ведущий праздника в нашем понимании, а главный человек на застолье. Он либо член семьи, либо дорогой гость, которого просят быть тамадой друзья, и дело это не из лёгких. Надо быть и красноречивым, и всесторонне развитым, потому что застолья могут длиться 6 – 7 часов, и все это время надо удерживать внимание присутствующих. Это всегда мужчина, потому что женщине справится с таким количеством вина невозможно физически.
Золотое правило: на грузинских застольях никогда не ведут разговоров про религию и про политику, это табу.
Баранина и кинза – не единственные продукты, употребляемые местным населением. В любом кафе вам предложат и говядину, и свинину, и курицу. Потрясающая грузинская кухня включает в себя большое разнообразие блюд, и овощей здесь едят очень много, и рыбу обожают.
Бараны скорее редкость: за три дня путешествия по Алазанской долине мы встретили лишь одну отару овец, зато огромное количество коров. И алабаев - добрых.
Что касается кинзы, то вас в большинстве случаев спросят, добавлять ли ее в блюдо: у многих людей на нее аллергия.
В Тбилиси и его окрестностях нет старинных зданий, их максимальный возраст – 200 с небольшим лет. Виной тому персидское нашествие 1795 года, когда персы, недовольные союзом Картли-Кахетинского царства с Россией, заняли Тифлис и полностью его уничтожили. Русские пришли на помощь только через полгода…
Грузия не называется «Грузия», это русское наименование. Так же, как Джорджия – только по-английски. Грузины называют свою страну «Сакартвело», «земля картвелов». А как туда попасть и сколько это будет стоить, рассказали наши коллеги.
Использованы фото из личного архива семьи Мушкатиных.