Недавно мы рассказали поразительную историю о том, как простой карельский мужик стал обладателем 61 гектара государственной земли, причем без конкурса – по первоначальной стоимости аренды. Это богатство понадобилось ему для сенокошения, огородничества и строительства индивидуального жилья. Правда, ничего этого наш герой не делал, и даже не оформил право аренды на полученные 610 тысяч квадратных метров угодий.
При этом обычный житель нашей республики может получить под вышеуказанные цели в совокупности не более одного гектара. Как выяснилось, причиной такого исключительного положения нашего героя стало особое отношений к нему со стороны карельского Министерства имущественных и земельных отношений (МИЗО), а также подведомственного ему Управления земельными ресурсами (УЗР). Причем преференции в пользу «серийного сенокосителя» министерство, похоже, делало за чужой счет – отдавая ему участки, забронированные другими желающими.
Читайте по теме: «Карельское министерство оказалось замешано в махинациях с землей»
Все эти факты всплыли в ходе масштабной полицейской проверки, результаты которой были озвучены в судебном заседании. Истцом выступили садоводческое товарищество, оставшееся без земельного участка благодаря этой схеме. Кстати, МИЗО не прислало в суд ни своего представителя, ни хотя бы правовую позицию. Фемида встала на сторону истца.
С этим не согласился гражданин, пользу которого министерство «выписало» в 60 раз больше земли, чем это разрешено законом, и подал апелляционную жалобу. Ее рассмотрели на заседании Верховного суда Карелии 4 февраля, и решение первой инстанции было оставлено без изменения.
Интересно, что здесь впервые могла прозвучать позиция МИЗО: судьям было предложено приобщить в качестве доказательства некое письмо за подписью министра, в котором утверждалось, что все действия ведомства были законными. Правда, как рассказал нам информированный источник, абсолютно никаких доказательств этих утверждений в документе приведено не было. Суд вежливо отказал.
После выхода нашей статьи в редакцию обратился очередной человек, которого, по его мнению, «кинули» с участком министерские чиновники. Причем дважды.
В первый раз Татьяна (имя изменено) пыталась получить землю в Заозерье. Ей, как многодетной матери, надел также полагался без конкурса. Нашла свободный участок сама, поскольку хорошо ориентируется на публичной кадастровой карте, и 6 октября 2021 года через многофункциональный центр подала заявление в МИЗО на предварительное согласование.
Спустя непродолжительное время женщине перезвонили из Управления земельными ресурсами и попросили продублировать заявление по электронной почте – дескать, сотрудник МФЦ мог некорректно заполнить заявку, что послужит основанием для отказа. Татьяна отправила новое заявление заказным письмом 25 октября – и спустя 20 дней узнала, что ей ничего не согласуют. Оказывается, 21 сентября, буквально за две недели до ее обращения, в УЗР поступило заявление на этот участок от другой семьи.
Татьяна обратилась в прокуратуру с просьбой проверить, каким образом ее могли опередить. Никаких нарушений закона «государево око» не обнаружило.
В январе следующего года Татьяна нашла другой участок – на этот раз в местечке Верховье Прионежского района, на берегу Шуи. Снова подала заявление на предварительное согласование. Спустя полтора месяца из МИЗО ответили, что там не знают, что это за земля, и отправляют соответствующие запросы.
Почти в срок, в середине марта 2022 года, заместитель министра с сожалением сообщил, что вынужден Татьяне отказать. Оказывается, на испрашиваемом ею участке имеется протока, «…в которую в осеннее-весенний период при розливе устремляются воды реки Шуя, в связи с чем протока необходима для избежания подтопления жилых домов д.Верховье. В случае выдачи испрашиваемого земельного участка имеется риск засыпки протоки, что может привести к подтоплению территорий».
И вообще: оказывается, этот земельный надел полностью расположен в зоне с особыми условиями использования, конкретно в зоне затопления реки Шуя, и Водный кодекс запрещает там строить.
Погоревав, Татьяна продолжила искать землю под строительство дома своей многодетной семье. В очередной раз изучая кадастровую карту, она с удивлением поняла, что участки в этой самой зоне затопления вовсю формируются и раздаются соискателям. Татьяна отправилась на личный прием к министру имущественных и земельных отношений.
Чиновники, надо отдать им должное, свою ошибку признали (только не объяснили, в чем эта ошибка состояла). Вы, говорят, были правы, а мы нет. Так давайте просто начнем сначала: подайте новое заявление. Татьяна его подала, и объяснила, что теперь претендует на участок меньшей площади, вдалеке от протоки, и что в этой зоне уже утверждены схемы других участков под ИЖС.
Заявление ушло в начале июля 2023 года. Рассмотрели его только 30 января 2024 года. Как уже догадался читатель, Татьяне отказали: некое лицо застолбило этот надел раньше. Когда именно – не сообщается.
Зато теперь женщина вновь может любоваться своим несостоявшимся участком – на популярном сайте объявлений, где он продается за три с лишним миллиона рублей.
Узнав из наших публикаций, что к МИЗО, наконец, проявили интерес правоохранительные органы, Татьяна намерена также обратиться с заявлением о возможном нарушении закона при выделении ей земельного участка. Мы же направили в МИЗО журналистский запрос с просьбой разъяснить, как земля, где нельзя было построить дом многодетной матери, вдруг стала пригодной для строительства кому-то другому. К сожалению, в отведенные законом 7 дней ответа из министерства мы не получили.
Что касается нашей предыдущей публикации, то землю садоводческому товариществу, видимо, все-таки вернут. Но расследованием того, как человек мог получить без торгов и вне очереди земельные наделы, никто, похоже, заниматься не спешит. Хотя сотрудники МВД действительно раскопали важную информацию о нарушениях в стенах министерства, следственные органы и прокуратура не видят повода для вмешательства.
Впрочем, так происходит не всегда. На прошлой неделе Карельская природоохранная прокуратура отчиталась о завершении очень похожего дела. В Пряжинском районе гражданину без торгов предоставили земельный участок в 35 гектар – разумеется, в целях сенокошения. Только вот обследование показало, что «фактически земля покрыта лесными насаждениями и не может использоваться для сенокошения, предоставление ее для таких целей не отвечает принципу рационального использования природных ресурсов».
Прокурор подготовил иск к МИЗО и арендатору участка о признании договора аренды недействительным и возврате земли в государственную собственность, что суд и сделал. Ответственности за разбазаривание земли никто, понятное дело, не понес.
Что же касается Федеральной антимонопольной службы, куда обратились герои нашей предыдущей публикации, то там, по утверждению заявителей, за почти два месяца не сделано вообще ничего. Впрочем, у руководства карельского Управления ФАС сейчас совсем другие проблемы.
Читайте по теме: «В Петрозаводске руководитель УФАС погиб, выпав из окна»
Тем не менее, на бездействие местных антимонопольщиков уже подана жалоба в ФАС России, об этом нам стало известно только что. Ждем результатов.