Все началось в 2000 году, когда наша республика вошла в число пилотных регионов по реализации Мегапроекта «Развитие образования в России». Тогда в стране было отобрано только девять субъектов. Выделили деньги из внебюджетных источников: нужно было за два года попытаться реформировать образовательную сферу в условиях изменяющейся среды, найти какие-то адекватные решения в ситуациях переходного периода.
В Карельском институте развития образования – тогда он назывался Институтом повышения квалификации учителей – начали обсуждать, как выстроить работу, чтобы выделенные деньги были использованы максимально эффективно. При этом нужно было уйти от тех сложностей, которые возникают у государственных организаций с получением внебюжетного финансирования. И тогда министр образования Галина Разбивная совместно с начальником отдела Дианой Миролюбовой пригласили для консультации Геннадия Сараева, который к тому времени возглавлял уже несколько общественных организаций и имел опыт в их создании.
Посмотрев документы, он предложил форму общественного фонда. Ему же поручили его организовать. И вот 6 октября 2000 года Минюстом была зарегистрирована некоммерческая организация - Карельский фонд развития образования, работающая в партнерстве с республиканским Минобром.
Главная цель деятельности Фонда – аккумулирование ресурсов для улучшения качества и условий образования в республике. Это задача глобальная, в нее входят и повышение грамотности, и развитие гражданского общества, и повышение общественной активности. Для того, чтобы все эти цели были достижимы, Фонд должен найти и, главное, суметь привлечь определенные ресурсы, в первую очередь – кадры. Ну и деньги, разумеется. Делается это через активное участие в конкурсах на гранты.
«На старте были хорошие условия для начала деятельности, - вспоминает Геннадий Сараев. – Министерством было предоставлено помещение, вся необходимая поддержка, в первую очередь административная. Остальное Фонд делал уже на привлеченные деньги. И в «нулевые» годы мы вошли в пятерку лучших регионов России по образованию.
Этот результат был достигнут благодаря команде экспертов, с которыми сотрудничал Фонд. Игорь Вальдман, Стас Нисимов, Андрей Мельников, недавно ушедший от нас Александр Васильевич Михайлов – «мегамозг», один из лучших экспертов мирового уровня. Как и привлеченные столичные специалисты – психологи Александр Асмолов, Сергей Степанов, Георгий Солодовников… Это были действительно самые светлые головы».
Уникальный для Карелии случай: именно тогда на примере КФРО была выработана модель общественно-государственного партнерства, когда Министерство образования как государственный партнер и Фонд как структура некоммерческая, аккумулирующая в первую очередь человеческие ресурсы, создали нечто уникальное. Сейчас уже трудно посчитать, сколько было проведено обучающих семинаров, разработано новых методик и технологий, даже нормативно-правовых актов - были внесены в определенные изменения в законодательство.
Именно в то время в Карелии появились образовательная округа. Была разработана система «центральных» и «магнитных» школ, когда более сильное учебное заведение помогало менее ресурсной повышением квалификации, методической поддержкой. Шло активное внедрение в жизнь компьютеров, нужно было научить обращаться с ними самих учителей. И тогда Карелия стала одним из лидеров цифровизации в России.
Была выстроенная система, направленная на сохранение педагогических кадров, на сохранение сообщества. Все вокруг менялось - подходы, финансирование, менялись сами дети и взрослые.
Когда мегапроект закончился, КФРО продолжил работу. Остались наработки и большое количество специалистов, которые вошли шорт-лист экспертов.
Начались другая жизнь: теперь уже люди приходили со своими инициативами, а Фонд уже привлекал ресурсы для их реализации. Очень помогало приграничное сотрудничество, когда отношения с соседями были добрососедские. Через него появился, к примеру, проект «Безопасная школа» - создание безопасной среды в самой школе, вокруг школы, по дороге к школе, безопасное питание… Эксперты рассмотрели некий комплекс мер, который обеспечит благополучие ребенка не только при нахождении в образовательной организации.
«Отдельный вопрос был по формированию представлений об участи родителей в жизни школы, - вспоминает Сараев. – Как раз появился термин «образовательного услуга» и переход на потребительское отношение к школе со стороны общества: «Я вам ребенка отдал, а вы там его воспитываете и образовываете». И мы попытались найти выход через проект «Родительский университет» и создание системы включенности родителей».
Самым значимым проектом, который был воплощен с помощью Фонда, руководство считает базу «Маткачи». Она была построена на привлеченные средства, существует до сих пор и по-настоящему знаменита. Бывший эколого-биологический центр стал центром «Ровесник».
Порядка двух тысяч школьников ежегодно выезжают сюда для проведения различных активных мероприятий. Теперь международный образовательный загородный центр, где детям формируют представление об экологических технологиях.
Между тем при реализации этого по-настоящему уникального проекта Фонду пришлось столкнуться с лютым чиновничьим сопротивлением. Нашему изданию пришлось тогда вмешаться в ситуацию и провести собственное расследование, кто именно не дает работать новому подростковому центру.
Читайте по теме: «Карельские чиновники отказываются принимать в дар уже построенную молодежную базу»
Не менее важным можно считать создание в регионе Центра кризисной помощи детям и семьям с детьми. Эта структура при детском омбудсмене Карелии состоит из специалистов разного профиля, которые совместными и скоординированными усилиями помогают справиться с кризисами разного порядка не только ребенку, но и его близкому окружению. Работа этих людей оплачивается из средств Фонда.
Кстати: сам институт детских Уполномоченных по правам ребенка был создан в «стенах» КФРО. В 2005 году на Карелию вышел ЮНИСЕФ (Детский Фонд ООН) с предложением по созданию сети Уполномоченных. Требовалась некоммерческая организация, которая стала бы организатором всех необходимых мероприятий и оператором денежных средств, поскольку министерство не могло их принять. Галина Федоровна Григорьева, начальник отдела Министерства образования, обратилась к Сараеву с просьбой сделать это через Фонд, который уже имел высокий статус и репутацию в международных организациях. КФРО выступил реальным помощником в ситуации, когда орган власти имеет инициативы, имеет специалистов, но не имеет возможности. Так в России появились детские Уполномоченные, одним из которых сегодня работает сам Сараев.
Читайте по теме: "Российских «детских омбудсменов» придумали в Карелии"
Полтора десятилетия Фонд занимался в основном проектами международного уровня, участвовал в федеральных программах. С 2017 года, когда появились Фонд грантов Главы республики и Фонд президентских грантов, КФРО начал работать с ними. За это время было реализовано семь крупных проектов на средства президентских грантов, порядка 17 миллионов рублей, и 6 миллионов были привлечены из средств грантов губернатора.
Всего за 25 лет воплощение получили более 100 проектов, в республиканскую сферу образования было «влито» более 200 миллионов внебюджетных рублей. Для одной маленькой некоммерческой организации это много. Фонд продолжает работать, участвует в проектах, самых разных направлений, начиная с «профессионального выгорания» учителя и заканчивая работой с участниками СВО и их семьями. Меньше работы явно не станет.
Фото из архива КФРО