Татьяна Пирожок из Карелии несколько лет проработала учителем английского языка в китайской школе. О тех, кто там готовит поколение будущего, она рассказала нашим читателям. В общем, наша Таня в стране юаня о пути учителя. Читаем, сравниваем, размышляем...
Тот день знаний я должна помнить ясно и в деталях, а я его совсем не помню. Наверное, было страшно, потому что было непонятно, а непонятное очень страшит. Меня привели в школу, познакомили с директором и учителями, привели в класс, я увидела детей. Что делать, как делать, бояться нельзя, бежать некуда, отступать поздно и не в характере. Много позже я прочитала «Искусство войны» древнего китайца Сунь Цзы и узнала, что часто лучшие из битв те, в которых некуда бежать. Первого сентября 2017 года я пришла работать учителем в большую и красивую школу в маленьком городе в китайской провинции Фуцзянь. Там началась моя битва со страхом чужого и неизвестного, там уважение и терпимость двух культур победили. Там я стала учителем. Русская лаоши (老师 - laoshi - учитель) Таня и 6 тысяч детей из страны юаня.
В жизни бывают моменты, когда зашел не в ту дверь. Дверь может вести в семью, в страну, в компанию людей или в профессию. Как учитель я видела много людей, которые в профессии оказались как будто не добровольно, а насильствуя и над собой, и над теми, кого пришли учить. Но это у нас. В школьные учителя в Китае случайно не попадают. Чтобы стать учителем в китайской школе нужно пройти не девять кругов и не ада, но достаточное количество испытаний на прочность знаний, на крепость ума, на силу духа и нервной системы. До школьных дверей доходят не многие, первого сентября двери открываются только самым достойным.
Нигде умом я не была так дома, как в Китае. Моё сознание легко и без принуждения принимало то, как они воспитывают молодое поколение, как уважают старшее, как расставляют приоритеты, как относятся к образованию. Одержимость образованием и наукой в Китае началась не вчера. Древнейшая цивилизация на планете ещё со времён Конфуция, а то и раньше, поняла, что образование: нравственное, культурное и интеллектуальное, - это единственный путь к гармонии в обществе и в душе человека. Образованный человек и во времена Конфуция, и сейчас - не объект насмешек, а предмет обожания и уважения. Много лет прошло с тех пор, как я учила того парнишку, он был одним из шести тысяч, а я до сих пор помню его имя. Хуан Синь Нан был лучшим по трём главным предметам: китайский, математика, английский. Он был авторитетом среди детей и учителей, и я убеждена, в том, что у него блестящее будущее, а вместе с ним и будущее Китая. Именно поэтому страна дракона с таким трепетом и благоговением относится к образованию и отбору тех, в чьих руках образование и воспитание, в их руках будущее.
Тех, кто будет участвовать в строительстве светлого будущего для всей страны, тщательно отбирает не только государство, но и сами строители. Себя убедить не сложно: стабильная работа, достойный заработок, оплачиваемые каникулы дважды в год, пятидневка, незамужним предоставляется общежитие, пенсионерам - право уйти на пенсию в 55 или продолжить трудиться во благо подрастающего поколения. А ещë уважение и статус, быть учителем в Китае всë ещë почётно.
Убедить государство сложнее, желающих с каждым годом становится всë больше, но тоже посильно. Поступить в колледж или университет и успешно его закончить для государства недостаточно убедительно. Китайцы нежно любят бюрократию, но одно лишь только наличие диплома вовсе не означает, что вам можно доверить самое ценное в культуре самой древней цивилизации в мире - детей. У учителя в Китае есть цель, не только путь. И путь этот пройдёт только самый достойный.
В самом начале пути - Национальный экзамен для учителей (NTCE). Это не просто тест, это настоящая проверка на профпригодность. Сначала письменная часть. Здесь проверяется глубокое знание своего предмета, методики преподавания и основ законодательства. Знать математику или иностранный язык недостаточно, нужно знать, как научить этому ребёнка. Те, кто успешно сдал экзамен, проходят собеседование, которое больше похоже на настоящий открытый урок. Всего 10-20 минут даётся на то, чтобы провести мини-урок на случайную тему перед комиссией опытных педагогов. Этот этап - настоящее испытание для молодых и неопытных. Знать недостаточно, нужно уметь. Уметь уверенно держаться, стройно говорить, с легкостью и непринуждённо вовлекать не только лишь себя, но и других в процесс. А ещё нужно уметь выходить из неловких ситуаций. Китайский учитель не может подготовится ко всему, но ко всему должен быть готов.
Но и это не всё. Та самая дверь уже на расстоянии вытянутой руки, нужно только пройти конкурсный отбор в саму школу. Это не про дипломы и сертификаты, не про похвалу и признание, это про реальное рабочее место. Впереди ещё один открытый урок, но теперь уже с живыми, настоящими маленькими китайскими Буддами, которые знают свою ценность для государства, чувствуют страх, неуверенность и неподготовленность учителя, и не прощают. За вами будут наблюдать директор, завуч, лучшие методисты школы и все те, кто смотрит прямой эфир в учительской. Все кабинеты китайских школ оборудованы камерами. Ваши знания, ваша энергия и харизма, ваше умение установить контакт с классом за считанные минуты, разрешить конфликт, а лучше его предвидеть и предотвратить откроют для вас ту самую дверь.
Каждый учитель, стоящий у доски в китайском классе, уже прошёл свой путь, и сделал это осознанно, со смелостью, уверенностью и без страха. Вошедший в ту самую дверь, уже доказал, что он достоин того, чтобы определять будущее древнейшей из цивилизаций. Учитель - это почётно, и я очень благодарна, что целых шесть лет Китай доверял мне самое дорогое, что у них есть - детей. Первого сентября 2017 года я пришла работать в большую и красивую школу в маленьком городе в китайской провинции Фуцзянь. Там началась моя битва со страхом чужого и неизвестного, там уважение и терпимость двух культур победили. Там я стала учителем. Русская лаоши Таня и 6 тысяч детей из страны юаня.
продолжение следует…