Прежде чем анализировать причины этого политического кульбита, давайте вспомним, какие самые важные вопросы были решены на сессии.
Первостепенная важность
Во-первых, утверждена субсидия МУПу «Городской транспорт» для сохранения 10-рублевого проезда в петрозаводских троллейбусах. Повторный провал голосования по этому вопросу грозил неприятностями всем участникам политического противостояния: и депутатам, которые выглядели бы «врагами народа», и местной администрации, которую обвинили бы в популизме. Насколько такая ценовая политика идет на пользу предприятию, мнения экспертов расходятся. Но, по крайней мере, жителям города это большое подспорье.
Во-вторых, решено слить в единую структуру три муниципальных предприятия: электросети, теплосети и «Водоканал». Учитывая, что ими и так руководил один и тот же человек – депутат Петросовета Даниил Попов, – изменится мало что. Отбирать у него возможность сидеть сразу в трех креслах пришлось через суд. Теперь решать, директором чего ему оставаться, Попову не придется: все предприятия будут слиты в единое МУП. Может, и правильно – на зарплатах руководства сэкономим.
Третий и, по-моему, самый важный с точки зрения политики вопрос – назначение председателя городской Контрольно-счетной палаты (КСП).
Точка роста
Все то время, что в Петрозаводске шла отчаянная драка за место председателя КСП, я никак не мог понять: а почему, собственно? Откуда этот ажиотаж? Умные люди объяснили.
Председатель контрольно-счетного органа никому не подчиняется, разве что Петросовету. Нет такого чиновника, который мог бы что-либо от него потребовать или уволить по прихоти. Это совершенно независимая фигура. А значит, имеет возможность резать правду-матку, не стесняясь присутствующих. Для примера – вставать на каждом планерном совещании в мэрии и громить городскую власть на чем свет стоит. Причем с цифрами на руках!
Естественно, что это сразу начнут пережевывать СМИ, а председатель КСП станет едва ли не самой популярной медиа-личностью. А следовательно – будет иметь все шансы стать мэром на будущих выборах (вспомните Навального). Поэтому понятно, почему все стороны, делящие власть в карельской столице, старались пристроить на это место своего человека. Победу одержала власть действующая: вожделенное кресло заняла Елена Брагинова, сотрудница нынешней петрозаводской администрации, а в прошлом – работница администрации Прионежья. Видимо, руководство города считает ее членом команды и подвохов не ожидает. Может, напрасно.
Капитуляция – или отступление?
Так все-таки – что же подвигло членов антиширшинской коалиции так бесславно сдать позиции? Думаю, целый комплекс обстоятельств.
Во-первых, ставить Ширшиной «неуд» пока просто не за что. Полгода работы – самое золотое время для руководителя: все провалы еще можно списать на предшественника, а достижений пока еще не требуют. Явных же «косяков» в работе Галины Игоревны пока не проявилось. При таком раскладе негативная оценка восстановила бы общественное мнение против самих народных избранников. Так что, думаю, «антиширшинцы» решили запастись терпением.
Во-вторых, такой серьезный шаг, как смена городской власти, требует основательной подготовки: если не Ширшина – то кто? Уверен, что единой кандидатуры на этот пост у противников градоначальницы просто нет. Голосовать же неизвестно за что наши расчетливые депутаты не рискнут.
Третьим фактором вполне мог оказаться еще один вопрос сессии, в общем победном гуле заседания оставшийся незамеченным: теперь торговать алкоголем в карельской столице можно в 10 метрах от школы.
Метры согласия
Каково должно быть расстояние между детским учреждением и точкой, где торгуют спиртным? Если слишком мало – у детей будет дурной пример перед глазами. Так, во всяком случае, считают поборники нравственности, начисто игнорируя тот факт, что этот «дурной пример» дети каждый день видят в собственном холодильнике.
Если расстояние будет слишком большим – загнется торговля. Секрета нет: основную выручку маленькие магазины и точки общепита делают на продаже алкоголя. По подсчетам специалистов петрозаводской администрации, если расстояние от магазина до школы (стадиона, больницы и т.д) установить в сто метров, в данную зону попадут более 60 торговых точек. При установлении пятидесятиметровой зоны – 30 предприятий торговли и общественного питания. Как следствие, магазины, потеряв товарооборот, вынуждены будут закрыться из-за снижения рентабельности. Одновременно бюджет города потеряет доходы в виде налоговых платежей, а население перейдет на «паленый» алкоголь.
Учитывая эти обстоятельства, в недрах городской администрации созрел проект: сократить «зону отчуждения» до 10 метров. Естественно, что особый восторг такое предложение вызвало у бизнесменов, связанных с торговлей. А как показывает анализ депутатского корпуса карельской столицы, почти все его члены – предприниматели или связаны с определенными бизнес-группами.
Насколько я понимаю, вынести вопрос на сессию об этих пресловутых десяти метрах могла только городская администрация – именно ее специалисты имели возможность и знания, чтобы обосновать это предложение. И отозвать вопрос с повестки дня может тоже администрация. Поэтому резонно предположить, что мы стали свидетелями компромисса: вы нам – лояльность при голосовании, мы вам – 10 метров от бутылки до школы. Все довольны.
Прогнозы на осень
Итак, команда петрозаводской градоначальницы получила карт-бланш. Но не думаю, что после каникул в Петросовете сохранится этот «вооруженный нейтралитет». Понятно, что определенные круги считают личным оскорблением такой демарш части депутатов и снова пойдут усиленные консультации, дабы придать депутатскому мнению нужную позу. Возможно, к осени у противников действующей городской власти появятся новые аргументы – станут известны результаты судебной тяжбы между петрозаводскими мусорщиками. Напомню: в компании «Озон», которая сегодня убирает город от мусора, жалуются на руководство муниципального предприятия «Автоспецтранс», усиленно этой уборке препятствующее. По мнению людей сведущих, делается это с простой целью: выжить «Озон» из города, чтобы затем обанкротить МУП «Автоспецтранс», и под видом спасителя отечества привести в город некую новую коммерческую структуру. Что это будет за структура, сказать затрудняюсь, но практика показывает – обычно это фирма, подконтрольная самому близкому существующей городской власти олигарху.
Выбор невелик…