Сравнительно честный отъем денег
На днях в местных ТГ- каналах появилась информация о неких продавцах шуб, которые торгуют ими с колес, а также ходят по квартирам. «Норку из Турции» продают по дешевке, всего тысяч за 20 рублей. Естественно, на поверку шуба оказывается искусственной.
Мошеннической такую схему юридически назвать нельзя. Вот шуба, носите. А то, что товар не соответствует заявленным продавцом свойствам – так это оспаривайте в отделе по защите прав потребителя. Главное, что за деньги вы получили товар. Или услугу: этим промышляют анонимные ремонтники, периодически «всплывающие» в Петрозаводске. Подробности их деятельности мы раскрыли давно.
Читайте по теме: «Компьютерщики-мошенники добрались до Карелии»
На удочку таких «коммерсантов» народ попадает, но не массово. А четверть века назад регионы страны были масштабно охвачены фирмой под названием «Коралл»: людям по системе сетевого маркетинга всучивали прибор, лечащий от всех болезней. Покупатели платили за него довольно большие деньги, и компания процветала несколько лет. Придать аферу гласности смогли петрозаводские журналисты – корреспондент газеты «Город» Игорь Нифанов и ее главный редактор Григорий Воеводин.
Материал под названием «Афера года: следствие ведут журналисты» был опубликован в последние числа декабря 2000 года, ровно четверть века назад. Эпопея стоит того, чтобы рассказать ее вновь, близко к оригинальному тексту.
Невероятная история
По осени в редакцию «Города» пришел человек и рассказал совершенно невероятную историю. Якобы хорошо известная в Петрозаводске фирма «Коралл-центр», торгующая медицинским оборудованием - аппаратами для виброакустической терапии «Коралл-2000» - вовсе не уважаемая организация, а контора по обману людей.
Поначалу журналисты не поверили. Немало петрозаводчан купили аппарат у распространителей «Коралл-центра» в надежде на то, что сей прибор поможет им избавиться от множества недугов, перечисленных в сопровождающем техническом паспорте, с подробным описанием и множеством иллюстраций. Продажи сопровождались, кроме того, рекламой в газетах и в передаче Валерия Комиссарова «Моя семья» на ЦТ. По телевизору же врать не будут…
Ценовая политика также была довольно гуманной. На упаковке прибора и на последней странице паспорта было написано: «Рекомендуемая стоимость 1126 рублей». Это уже потом нашим коллегам удалось выяснить, что оптовая цена прибора уже после таможенной очистки, с транспортными расходами , составляла 87 рублей. Даже с учетом других накладных расходов -аренда офиса, зарплата водителям, распространителям и, само собой, директору филиала - розничная цена «Коралла» не могла превышать рублей 150-200. Дистрибьюторы «Коралл-центра» же предлагали его «всего» за 600 рублей.
Каждый раз придумывались новые объяснения сему феномену: день благотворительности, или просто рассказ о «прямых поставках с завода-изготовителя», или что-либо еще. Главное, чтобы покупатели поняли, как много они выиграют, если приобретут прибор именно здесь и именно сейчас. Эта уловка, надо отметить, срабатывала. Покупатели - большей частью люди небогатые, именно на их бережливость и была рассчитана подобная уловка с розничной ценой.
Кстати, для сравнения: как следует из полученной нами выписки Росстата, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в Карелии в 2000 году составляла 2559 рублей.
На разных языках
Самое главное, что «Коралл-2000» существовал, действительно производился в Китае. Производитель сопровождал товар паспортом – правда, на английском языке. Но там все было расписано довольно подробно.
Как рассказывал наш информатор, сотрудникам «Коралл-центра» при реализации прибора было предписано изымать из упаковки настоящий паспорт, оставляя покупателю лишь неизвестно где отпечатанную русскоязычную брошюру. Отчего бы такие меры предосторожности? При внимательном изучении обоих документов и сравнении их текстов все стало понятно, источнику пришлось поверить.
В настоящем паспорте, который покупатели не видели, сообщалось, что «...согревающий массажёр применяется для временного облегчения слабых болей при артрите, бурсите, растяжении мышц, болях в спине».., «массажёр не применяется в медицинских учреждениях».., «не может являться альтернативой медицинскому обслуживанию».., «в случае, если у вас есть хоть малейшее сомнение в состоянии своего здоровья, прежде чем пользоваться аппаратом, обязательно обратитесь к врачу».
Кроме перечисленного, производители «Коралла» честно предупреждали покупателей о противопоказаниях: аппарат не применяется людьми, имеющими вживлённый кардиостимулятор, принимающими обезболивающие средства, алкоголь, опасно применять его детям. В общем, это был обычный массажер, каких полно в магазинах. Он и сертифицирован был именно как бытовой прибор.
Но на русском языке товар превращался в «аппарат для виброакустической терапии с инфракрасным и электромагнитным воздействием». Ему приписывались поистине чудодейственные свойства, избавление от практически всех существующих заболеваний. Также сообщалось, что «Коралл-2000» может применяться в лечебно-профилактических учреждениях, непосредственно в палатах стационаров: «Быстрая ликвидация патологического состояния позволяет сократить или полностью исключить лекарственную терапию».
Удивительно, но несколько приборов было приобретено даже государственными медицинскими учреждениями, например, Кондопожской ЦРБ. Как позже выяснилось – на основе поддельного письма крупного медицинского чиновника.
Главной составляющей продаж было умение внушить потенциальному покупателю, что без этого прибора ему осталось жить от силы месяц-два. Самый эффективный способ продать как можно больше в кратчайший срок - «собрать спич». Делалось это так: на предприятии, в лечебном или педагогическом учреждении или просто в подъезде жилого дома собирали как можно больше людей, и начиналась представление.
Распространитель доказывал собравшимся, что дальнейшее их существование без «Коралла-2000» просто немыслимо. Но теперь они сами, их дети и родственники, смогут лечить и предупреждать почти все известные науке заболевания. Что им, счастливцам, представился уникальный шанс дёшево приобрести последнее изобретение науки. Что обращаться к помощи врачей не стоит, поскольку они либо ничего не понимают в своей специальности, либо не хотят лечить людей, либо, по тайной договорённости с аптеками, выписывают рецепты на дорогие препараты и имеют часть прибыли за проданные лекарства.
В ход шла любая, часто совершенно невероятная ложь. В районах республики, например, пенсионеров убеждали, что правительство Карелии специально выделило «Коралл-центру» средства на приобретение бензина, чтобы тот смог доставить чудодейственный прибор в отдалённые посёлки.
Свой среди чужих
Все это по-прежнему звучало дико. Чтобы в нашем интеллигентном городе открыто действовала практически мафиозная структура… Коллеги поставили целью узнать все подробности работы в петрозаводском «Коралл-центре», для чего пошли на беспрецедентный шаг: внедрили туда корреспондента «под прикрытием». Решился на это Игорь Нифанов, отправился якобы по объявлению. Насколько нам известно, ни до, ни после этого случая ни один карельский журналист на подобное не пошел.
Две недели наш Игорь проработал в этой конторе, а вернее сказать, прожил. Шестидневный рабочий день продолжался с 7.30 до 18-19. В такую рань сотрудников сгоняли для «настройки»: новички строятся и, как Деда Мороза, вызывают директора (в Петрозаводске это был некто Анатолий Патрикеев, залетный бизнесмен из Рязани). Выйдя к подчиненным, он устраивал какое-нибудь странное представление. Например, театрально «увольнял» кого-то из присутствующих, а потом милостиво принимал обратно «по просьбам трудящихся».
Затем начинались «игры». В них, по рассказу Игоря, было очень много как унижения для сотрудников, так и буйной фантазии босса. Практически все имели скрытый, а зачастую явный сексуальный подтекст. Если учесть, что сообщество представляло собой строгую иерархию и четко зонированное членство (распространители – консультанты – лидеры и директор), то все происходящее реально напоминало секту. Идейные вдохновители даже называли свой коллектив «семья». Как и в мафиозных «семьях», «отцы» обещали своим чадам помощь в решении любых проблем: жилищных, в личной жизни, в вопросах взаимоотношений с правоохранительными органами.
«Правило Гомера», «Правило Сократа», «Пять шагов», «Восемь ступеней» - своды «семейных законов», которые каждый вновь прибывший обязан был вызубрить и следовать им неукоснительно. При поступлении на работу новообращённый сдавал зачет по этим дисциплинам. И во время работы постоянно обязан был обращаться к этим правилам, развешанным на стенах центра среди эротических (на грани порнографии) карикатур и высказываний типа: «Нет непробиваемых территорий, есть распространители-лохи». Вообще, в наглядной агитации центра чётко прослеживалась тенденция к употреблению неформальной, а то и ненормативной лексики.
Вечером, после возвращения машин «из поля», сдачи денег, определения лучшего экипажа и т.д. - снова игры, того же характера, что и утром. Весьма распространена была система бонусов - призов все равно за что, на усмотрение директора. К примеру, могла быть объявлена награда тому, кто утром первым добежит до машины. Один из сотрудников центра рассказывал, что однажды Анатолий Сергеевич объявил премию за раздевание. Одна из сотрудниц устроила сеанс стриптиза, за что и получила тут же 500 рублей.
Кстати: при заполнении анкеты будущий сотрудник расписывался за неразглашение всего, что он узнает и увидит во время работы.
Петрозаводский «Коралл-центр» был лишь филиалом ростовской ветви компании «Коралл», головной офис которой располагался в Москве. Собственный корпоративный журнал, лишенный выходных данных, сообщал о трудовых буднях сотрудников 61 филиала, расположенных по всей России.
Последствия и итоги
Вываленные на читателя факты произвели известный фурор. Люди были в ярости и спрашивали, почему «Кораллом» не занимаются правоохранительные органы. Те разводили руками: уголовной составляющей нет. Если товар не соответствует – просто возвращайте.
В редакцию «Города» заявился и директор Патрикеев, невнятно грозил судом и требовал опровержения. Что нужно было опровергнуть, журналисты так и не поняли – но были слегка ошарашены тем, что коммерсант еще не сбежал.
Секрет сравнительного долголетия компании объяснялся просто. Сразу после публикации петрозаводский «Коралл-центр» переехал по другому адресу. Это вполне соответствовало тем сведениям о поведении расплодившихся в стране «Кораллов», которые редакция получила из других городов. Все многочисленные филиалы, где бы они ни находились, периодически, в среднем раз в полгода, меняли свой адрес. Ничем иным, кроме как попыткой скрыться от обманутых покупателей, такое поведение объяснить невозможно.
«Коралл-центр» возвращал деньги недовольным клиентам - правда, только после их обращения в отдел по защите прав потребителей. Но популярность прибора в Карелии стремительно шла на спад, поэтому спустя довольно непродолжительное время контора фактически перестала функционировать.
Анатолий Патрикеев Карелию все же покинул. Но после успел учредить несколько фирм по торговле медицинским оборудованием в Тверской и Свердловской областях, в Удмуртии, на Ярославщине. Последний раз о нем как о предпринимателе слышали в 2017 году в Марий Эл, где он был учредителем ООО «Партнер-Мед», об этом говорят данные сервиса проверки и анализа контрагентов Rusprofile. Все учрежденные бизнесменом компании ликвидированы.
Газета «Город» просуществовала до мая 2002 года, ее бывшие сотрудники с теплом вспоминают свою редакцию.
Игорь Нифанов ушел из журналистики лет через 10 после описываемых событий.
Григорий Воеводин переехал в Костомукшу, где создал успешный по сей день новостной портал «64 параллель онлайн». Скоропостижно скончался в 2020 году, ему было всего 52 года.
«Коралл-2000» до сих пор можно купить на электронных торговых площадках, теперь уже просто как массажер.