Напомним, проблема снабжения населения деревни питьевой водой возникла давно. Жители старинного карельского села на протяжении многих лет пишут о своей беде в самые разные инстанции. Но все без толку. Как текла в водопроводе мутная водица, поступающая в него непосредственно из Ладоги и без какой-либо очистки, так и течет. Да и к оплате за воду возникает немало вопросов. Какие там тарифы и нормативы!.. Плата берется, в нарушение всех законов, с точки подключения, без учета реально потребленной воды. А местная прокуратура заверяла, что все в порядке, так и должно быть. Правда, после вмешательства нашей газеты республиканская прокуратура ее слегка поправила – признала, что забор воды из Ладожского озера осуществляется здесь с нарушением требований законодательства, в отсутствие договора о водопользовании.
Однако, многочисленные нарушения закона, скандалы и «разборки» между жителями деревни и местными органами власти не заканчиваются и по сей день. В частности, совсем недавно в суде рассматривалось гражданское дело по обвинению Галины Сафиной, предавшей гласности факты водного беззакония в Хийденсельге, в оскорблении местного жителя, непосредственно втянутого в деревенский «водоворот». Суд встал на сторону оскорбленного.
- Сейчас в деревне с подачи заинтересованных лиц меня стали считать чуть ли не врагом, - сетует Галина Сафина. – Говорят, что из-за меня водопровод в деревне отключат. Но я же не за то, чтобы отключали, а за то, чтобы все делалось по закону.
Как видим, козырь местных водяных «интересантов» по-прежнему один: не хотите получать воду по нашим местечковым правилам - можете отключаться от водопроводной сети и пользоваться родниками и колодцами.
Впрочем, выяснения отношений между жителями в деревнях не редкость. И можно было бы не останавливаться на них столь подробно, если бы в дело не вмешался «красный петух». Первая публикация по теме деревенского водопровода прошла в «МК» 19 марта, а ровно через три недели – 9 апреля – у Галины Сафиной сгорела баня. Через два дня начальник отдела надзорной деятельности Олонецкого и Питкярантсткого районов УНД ГУ МЧС России по РК, подполковник внутренней службы Вадим Лукин вынес по факту пожара постановление, в котором четко обозначил: «По материалам проверки причиной данного пожара послужил поджог». Учитывая, что в материале проверки имеются данные о преступлении (умышленное повреждение или уничтожение чужого имущества), материалы были направлены в Питкярантский райотдел полиции.
Казалось бы, пока не остыли следы, сотрудники правоохранительных органов должны были принять меры к поиску виновников поджога. Но все сложилось совершенно по-иному.
22 апреля начальник отдела полиции по Питкярантскому району Сергей Титов сообщил Галине Сафиной, что в ходе проверки «принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела… в связи с отсутствием события преступления». К сообщению прилагалось постановление об отказе, в котором указывалось, что «…на месте происшествия не было обнаружено и установлено каких либо обстоятельств, свидетельствующих о поджоге, но в то же время были обнаружены провода электропроводки, ведущие в баню и в самом помещении бани со следами короткого замыкания». Далее следует вывод о необходимости провести «пожарно-техническое исследование с целью установления причин пожара, места возгорания».
- В настоящее время никакого пожарно-технического исследования еще нет, - утверждает Галина Сафина. – Да и что, кроме поджога, может быть, если накануне баня не топилась, да и проводка была обесточена?
Вопросы к правоохранителям действительно есть. Разве материалов проверки МЧС (а они профессионалы в своем деле), в которых четко заявляется о поджоге, мало? Прошло уже почти четыре месяца после пожара, и если «пожарно-техническое исследование» покажет, что поджог все таки был, как и где искать преступников? Да и нужно ли само исследование в такой ситуации - тем более, если оно проводится столь долго?
Конечно, подполковник Титов в своем сообщении Галине Сафиной казенно предлагает ей в случае несогласия с отказом в возбуждении уголовного дела обжаловать решение в прокуратуру или суд. Но, скажите на милость, часто вы встречали деревенских жителей, умеющих и смеющих это сделать?..