Реальное уголовное дело: расследуй сам!

Оперативники карельского угрозыска раскрыли «глухарь» в Муезерском районе Карелии. А сможете ли вы?

Такого у нас, пожалуй, еще не было: любой читатель «МК» в Карелии» может на один день стать оперативником «убойного отдела». Ко Дню работников уголовного розыска наша редакция начинает беспрецедентную акцию. 

Оперативники карельского угрозыска раскрыли «глухарь» в Муезерском районе Карелии. А сможете ли вы?
Поселок Пенинга

Такого у нас, пожалуй, еще не было: любой читатель «МК» в Карелии» может на один день стать оперативником «убойного отдела». Ко Дню работников уголовного розыска наша редакция начинает беспрецедентную акцию. На сайте «МК в Карелии» karel.mk.ru наш самый оперативный корреспондент Дмитрий Ананьин с помощью неизвестных широкому кругу читателей карельских оперативников и своего литературного дара представляет обстоятельства конкретного уголовного дела. А вот кто преступник и, главное, что послужило причиной злодеяния – решать вам. Все имена и фамилии, как водится, изменены.

«Не все так плохо, хватит ныть, ты просто не с той ноги встал, в первый раз, что ли, «мертвяка» находим?». Настроение Беседина нельзя было назвать боевым: видимо, сказывались холодное февральское утро и оставшиеся в Петрозаводске дела. В свои 40 с хвостиком он без лишних эмоций брался за любое задание от шефа, но вчерашний телефонный звонок из отдела нельзя было назвать долгожданным. Начальник вежливо осведомился о здоровье и отправил Беседина за сотни километров от столицы. За десять лет работы оперативником Отдела уголовного розыска МВД Карелии Игорь повидал всякое, а очередной труп «с признаками насильственной смерти», как пишут в отчетах коллеги, вряд ли тянул на уголовное дело века. Как бы то ни было, нежданная командировка в лесную глушь Муезерского района была явью, и на ближайшее время Беседину пришлось смириться с предстоящими морозами и допросами.

Вводные таковы: в феврале 2013 года в поселке Пенинга было найдено тело. Мужчину обнаружили ночью на полу рядом с кроватью. Свою квартиру в деревянной двухэтажке, почти бараке, он не запирал, поскольку брать там было нечего. Накрытый курткой труп обнаружили соседи, которые вызвали «скорую», а врачи, в свою очередь, сообщили в полицию. Несчастному кто-то проломил голову, и как минимум дважды ударил в спину чем-то острым.

Весть об убийстве быстро разлетелась по поселку, и когда Беседин с напарниками добрались до Пенинги, молва за недостатком информации превратила случившееся чуть ли не в мафиозные разборки. Для этого в Богом забытом поселке с населением в тысячу человек достаточно было одной кухонной посиделки за бутылкой дешевой водки (а подобные встречи стали обыденностью для местных жителей), лишь бы было, о чем спорить. Другими словами, Пенинга «встала на уши».

«Нормальная такая «помоечная» квартира», - думал Беседин, оглядывая место преступления. – «Сколько, интересно, здесь было бутылок выпито?» По углам валялись грязные тряпки, разбитые бутылки, рядом с продавленной кроватью валялись табуретка и окурки от самокруток. СОГ (следственно-оперативная группа – авт.) вряд ли смогла бы найти здесь неопровержимые улики вроде орудия убийства. Даже уборщице со стажем пришлось бы неделю наводить порядок. Убитый - 52-летний Виктор Карпов, - нигде не работал, промышлял «халтурой» и любил, как и многие в поселке, приложиться к горлышку. Опыт подсказал Беседину, что дело попахивает не только гнилью и сыростью (запах в квартире стоял соответствующий), но и банальной ссорой во время очередной пьянки. Дело вроде бы оставалось за малым – найти свидетелей и опросить.

Начался скрупулезный поквартирный обход. Первым делом оперативники заглянули к соседям, которые нашли труп.

- Витька нам часто помогал, то дров наколет, то воду с колонки принесет, - с охотой рассказали Марьины. – А в тот день с утра что-то пропал, мы решили зайти-проведать, не случилось ли чего. Дверь у него всегда открыта, поселок-то маленький, все друг друга знают, чего бояться? Зашли, а он там лежит. Сначала подумали, что напился до чертиков, но потом кровь увидели…

Минимум полезной информации с каждым новым опрошенным так и оставался минимумом. Кто-то говорил, что Карпов вроде бы принялся куролесить уже с утра, кто-то с похмелья по причине очередной гулянки и вовсе ничего не помнил. Настораживало одно – Витьку никто не видел после 17.00. Оперативники продолжали наматывать километры по окрестностям в поисках очевидцев, но первые несколько дней нескончаемых разговоров не дали ничего особо важного.

Отрабатывать пришлось и местных алкашей, с коими погибший тесно общался. В поселке было единственное место, где спившиеся и не очень люди ошивались постоянно - местный магазинчик. Оперативники ждали очередного «кандидата» на выходе с бутылкой под мышкой, и по возможности вежливо сопровождали в комнату для опроса. К сожалению, толку от подобных бесед тоже было немного.

- Витек? Да он мухи не обидит! – качал головой некто с говорящей фамилией Крепкий. – Я его часто видел, бывало, «на рогах». Видать, нажрался, башку и проломил. Он тогда где-то днем шел за очередной бутылкой, сказал, что на добавку ему приятель дал. Собирались продолжить.

- Ага, утром посидели, а потом я ему дал еще 200 рублей на пузырь, - вторил ему Кулагин, тот самый «приятель», о котором проговорился Крепкий. – Прождал до вечера, но он обратно не пришел.

Почти все выпивохи в поселке уже успели отсидеть - за кражу, угон, драки и т.д. Кулагин, к примеру, набрал к своим 30 годам уже четыре судимости, в том числе за разбой. К тому же, он вроде бы последним видел Карпова.

Впрочем, ничего, кроме этих показаний, у оперативников практически не было. Пришли результаты экспертиз: специалисты обнаружили «пальчики», но их владелец до сих пор не в полицейских базах не фигурировал. Изъятые с места преступления бутылки водки, кочерга, окурки, кухонный нож (найден у входа на кухню), бритва, даже гель для душа не давали серьезных подсказок.

Единственной зацепкой стали показания пенсионерки Луньковой, живущей в соседнем с Карповым доме. Она в ночь убийства выгуливала своего пуделя и заметила, как из подъезда, в котором жил Виктор, выбежала соседка, 30-летняя Нина Круглова: «Рукава у куртки были закатаны, куда пошла – не знаю, не видела». Круглову, конечно же, нашли, опросили. Выяснилось, что отпечатки пальцев принадлежат именно ей.

- Я около 23 пришла в гости к одному знакомому, праздновали день рождения, и у нас закончились сигареты, поэтому решила сходить к Витьке, - рассказала девушка. - Зашла к нему в квартиру, дверь была открыта, а потом увидела, что он лежит в кухне на кровати, а на спине – кровь. Испугалась, побежала обратно, мы со знакомым вернулись и стали помогать Витьке. Там был бинт, которым перевязали ему спину, спрашивали, что случилось. Говорил, «что-то взорвалось на спине». Мы подумали, что очухается, и разошлись.

Показания Кругловой опровергнуть было нечем.

«В условиях неочевидности» - так именуются преступления, совершенные в отсутствие свидетелей. Беседину попалось убийство как раз подобного рода. Разумеется, в его практике встречались сложные уголовные дела, но «пенингский» убийца оставался недосягаем. Между тем подходила к концу вторая неделя расследования. Поквартирные обходы и допросы сотен человек недвусмысленно намекали на то, что оперативникам попался «глухарь» - уголовное преступление, вероятность раскрытия которого крайне мала.

"Основная масса населения характеризует Карпова, как выпивающего человека, по натуре безобидного, конфликтов у Карпова ни с кем не было, долговых обязательств не перед кем не было. Карпов нигде не работал, жил за счет сбора ягод, рыбной ловли, колки дров пенсионерам". Беседин закончил писать очередной рапорт и вышел на улицу освежиться. Необходим был мотив, который напрашивался один - разборка «по пьяни». Кто и зачем мог проломить Карпову голову и вдобавок дважды пырнуть чем-то острым в спину? Из квартиры ничего украдено не было, да и из такого жилья нечего тащить. Убитый никому не был должен денег, ни с кем не ссорился. Может, убили за литр водки? Крепкий мог, Кулагин тоже, тем более неоднократно сидел. И почему не Круглова, забежавшая с празднования дня рождения? Табуретка, сигареты, бутылки, нож, пудель, 200 рублей, день рождения, дрова… Внезапно Беседин остановился и присвистнул, удивляясь очевидности произошедшего. Он зашагал в сторону дома.

К полуночи у Беседина в сотый раз зазвонил мобильник.

- Игорь, есть признание по Карпову! – прокричал в телефонной трубке голос напарника.

- Можешь не говорить, я знаю, кто, - парировал Игорь. – Но признание точно лишним не будет, это нам только на руку.

Оперативник удовлетворенно покачал головой и не спеша направился в сторону отдела, где его ждал тот, кому в скором времени предстояло стать обвиняемым и отправиться на скамью подсудимых…

Итак, сыщикам республиканского угрозыска понадобилось порядка двух недель, чтобы раскрыть это преступление. Нашим искушенным читателям понадобиться, конечно, куда меньше времени – десяти дней должно хватить. Тот, кто первым раскроет личность убийцы и мотив преступления, и пришлет нам ответ на почту mk.vkarelii@mail.ru или оставит на сайте, и станет победителем - кавалером народного звания «карельский Жеглов». А также получит зарплату за один день работы следователя. Следите за новостями нашего сайта!

Все ответы принимаются до 18 октября. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру