Уволенная Галиной Ширшиной педагог может стать детским омбудсменом

Выдвижение Оксаны Старшовой должно, видимо, ударить по имиджу Галины Ширшиной

В минувшую пятницу 14 ноября глава Карелии встретился с представителями общественных организаций, принимавших участие в обсуждении и выдвижении кандидатур на должность уполномоченного по правам ребенка. Предполагалось, что на встрече будет обсуждаться, кого же именно руководитель региона порекомендует Законодательному Собранию для избрания на должность. Но, по словам общественников, Александр Худилайнен пришел к ним, уже сделав выбор...

Выдвижение Оксаны Старшовой должно, видимо, ударить по имиджу Галины Ширшиной
Оксана Старшова, кандидат в уполномоченные по правам ребенка в Карелии.

Почему СМИ уделяет столько внимания и времени выборам на должность, с которой абсолютному большинству из нас столкнуться вряд ли придется? На мой взгляд, потому, что общественности впервые за долгое время дали возможность самому сделать выбор - а попытка все равно провалилась.

Жребий брошен

В минувшую пятницу 14 ноября глава Карелии встретился с представителями общественных организаций, принимавших участие в обсуждении и выдвижении кандидатур на должность уполномоченного по правам ребенка. Предполагалось, что на встрече будет обсуждаться, кого же именно руководитель региона порекомендует Законодательному Собранию для избрания на должность. Но, по словам общественников, Александр Худилайнен пришел к ним, уже сделав выбор – это экс-директор петрозаводского Дворца творчества детей и юношества Оксана Старшова.

- У каждого из кандидатов за плечами большой жизненный и профессиональный опыт, поддержка общественных организаций, свое видение развития институты защиты прав детей в нашей республике, - сказал Александр Худилайнен. - Задача Уполномоченного – не просто оперативно реагировать и защищать судьбу конкретного человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию - он должен принимать меры, упреждающие неблагоприятные условия для детей, действуя с помощью исполнительной, законодательной власти, а если понадобится, то и привлекая правоохранительные органы.

Напомним, главе республике было предложено шесть кандидатур: замглавы администрации Пряжинского района Татьяна Сеппянен, депутат парламента Андрей Рогалевич, заслуженный юрист Карелии Евгений Сильченко, руководитель Карельского Фонда развития образования Геннадий Сараев, директор общественной юридической организации «Презумпция» Сергей Воронцов, и Оксана Старшова.

Сверка концепций

В выдвижении кандидатов приняли участие общественные организации, работающие в сфере защиты прав детей, депутаты Законодательного Собрания Карелии и Общественная палата РК. Свое видение будущей работы в должности уполномоченного по правам ребенка каждый из кандидатов смог представить в ходе встречи, которая состоялась 12 ноября, и в которой приняли участие представители общественности. У каждого из кандидатов была возможность выступить, обменяться мнениями, ответить на вопросы.

Четко сформулировать позицию, на наш взгляд, тогда удалось троим претендентам. Если Геннадий Сараев видел себя на посту омбудсмена в качестве инспектора, курирующего работу всех ведомств, ответственных за жизнь ребенка, то Татьяна Сеппянен воспринимала уполномоченного по правам как филантропа. Евгений Сильченко, в свою очередь, считает институт детского уполномоченного неким органом, дополняющим правоохранительную систему (впрочем, и Сильченко, и Сеппянен свои кандидатуры после личной встречи с губернатором сняли).

Позицию Сергея Воронцова изложить кратко не представляется возможным. Что греха таить – по сравнению с конкурентами выглядел кандидат, на мой взгляд, весьма бледно, фразами говорил штампованными, и явно ощущал себя не в своей тарелке. Попытался уйти от вопроса, какие связанные с детьми некоммерческие организации он знает и с какими работает, но после все-таки одну назвал – Благотворительный фонд Сергея Пирожникова (известного карельского депутата-жириновца). Впрочем, ни для кого не секрет, что Воронцов - юрист карельского отделения партии ЛДПР.

Из достаточно эмоциональной речи Оксаны Старшовой можно было сделать вывод, что она готова выступать в качестве некоего коммуникатора между сторонами конфликтов, сопровождающих жизнь и воспитание ребенка. Впрочем, ее выступление крутилось в основном вокруг того, как хорошо было работать во Дворце творчества. Как она собирается действовать в качестве правозащитника, лично мне осталось непонятным. К примеру, конкретным шагом назвала создание республиканской ассоциации детских правозащитников. Правда оговорилась, что не знает, насколько это реально. На вопрос, какие республиканские законы о защите прав детей она знает, кандидат ответила честно:

- Вот в этом вопросе могу сказать, что слаба. Честно признаюсь, потому что прекрасно понимаю, что по роду своей деятельности придется сталкиваться с законодательством… В этом вопросе надо подтянуть знания.

В тот же день все кандидаты встретились с главой Карелии, изложив свое видение будущей работы ему непосредственно. Губернатор выслушал все мнения, не преминув поделиться и своим, но окончательного решения вроде как не принял: заявил, что в ближайшее время нужно встретится с общественниками, чтобы составить еще более полную картину о каждом претенденте. Только потом его окончательной выбор будет обсуждаться в Законодательном Собрании.

Долгая прелюдия

Таким образом, по сравнению с последними выборами уполномоченного по правам человека в республике, нынешняя процедура выглядит гораздо более скрупулезной. Кандидатуры выдвигали сами общественники, у них была возможность обсудить каждую персону и даже проголосовать, составив некий рейтинг популярности кандидатов. Напомним, первую строчку в нем заняла Татьяна Сеппянен с 18-ю голосами, три голоса ей уступил Геннадий Сараев, и замкнул тройку лидеров Андрей Рогалевич, набравший 9 голосов.

Тем не менее, выбор губернатора остановился на кандидатуре, общественниками не проголосованной - и причиной стал политический момент (как и предсказывал «МК» в Карелии»). Дело в том, что из оставшихся после схода с дистанции Сеппянен и Сильченко кандидатур трое представляют политические партии – «Единую Россию» (Сараев), ЛДПР (Воронцов) и «Справедливую Россию» (Рогалевич). Это, по мнению экспертов, может помешать непредвзятой оценке кандидатов. Поэтому глава республики принял решение остановиться на кандидатуре, не представляющую ни одну из партийных структур – на Старшовой.

- Все кандидаты - достойные и уважаемые люди, - отметил Александр Худилайнен. – Ни в коем случае не умаляя профессиональных и человеческих качеств других кандидатов, полагаю, что Оксана Николаевна сможет оправдать доверие общественности и главы республики, и наш карельский институт защиты прав ребенка будет столь же успешен и эффективен, как и возглавляемый до недавних пор Оксаной Николаевной Дворец творчества детей и юношества. Оксана Николаевна имеет практический опыт работы с трудными подростками и асоциальными семьями. Уверен, что при вашей поддержке и активном участии эта работа принесет положительный результат.

Политический окрас

Как бы ни хотелось руководителю региона отойти в вопросе назначения детского омбудсмена от политики, ему это не удалось. Персона Оксаны Старшовой сейчас находится не перекрестке главных политических течений в противостоянии между правительством республики и петрозаводской мэрией. Она была уволена с поста директора Дворца творчества без всяких объяснений - по мнению большинства сотрудников, лишь чтоб освободить место для Светланы Чечиль, сестры Василия Попова, «политического благодетеля» петрозаводской градоначальницы Галины Ширшиной. И вот теперь выдвижение Старшовой стало весьма болезненным «щелчком по носу» петрозаводским властям: мол, не цените кадры, а мы настоящих профессионалов не бросаем.

Но и для самого губернатора его решение может иметь негативные последствия. Его политические противники не преминут использовать тот факт, что общественности, по сути, опять не дали поучаствовать в принятии решения. Действительно, при всех несомненных деловых и человеческих качествах Оксаны Старшовой, выдвинула ее лишь одна общественная организация, к правозащитной деятельности отношения практически не имеющая. Никто из общественников, встретившихся с Александром Худидайненом, эту кандидатуру не поддерживал, и решение губернатора стало для них полной неожиданностью. По словам участников встречи, руководитель региона ничего с ними не обсуждал – просто проинформировал о своем решении, а возражений и слушать не стал.

Да и с точки зрения партийной принадлежности других кандидатов резоны главы республики можно оспорить – общеизвестно, что после утверждения в должности детский омбудсмен обязан приостановить свое членство в любой партии. Кстати, при голосовании в Заксобрании этот момент может существенно повлиять на волеизъявление депутатов, которые могут счесть своих однопартийцев жертвами дискриминации. Состоится голосование, напомню, в ближайший четверг.

Скромный герой

…И все же главным медиа-героем всей этой истории, по-моему, остается депутат ЗС Андрей Рогалевич, также выдвинутый на должность детского уполномоченного. Ни на одну из трех встреч, проходивших в рамках обсуждения кандидатур, он не явился, своей платформы не озвучивал, и вообще - за все это время так и не ответил твердо, согласен он стать уполномоченным по правам ребенка или нет. Истинный политик. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру