Наверное, впервые в современной карельской истории кандидатура будущего Уполномоченного по правам ребенка обсуждалась столь широко. Представители нескольких десятков общественных организаций собрались в большом зале Законодательного Собрания, чтобы определиться с тем, кто именно должен защищать права наших детей.
По второму заходу
Напомним: на прошлом заседании Законодательного Собрания не было принято решение о назначении на пост Уполномоченного по правам ребенка в РК: предложенная губернатором Елена Яхонтова недобрала двух голосов. В соответствии с республиканским законом, после ухода в отставку с этой должности по личному заявлению действующего Уполномоченного Марины Зверевой, общественные объединения до 14 ноября 2014 года могут выдвинуть свои кандидатуры на этот пост. Для максимальной открытости этой процедуры общественным организациям, работающими в сфере защиты семьи и детства, и было предложено собраться в карельском парламенте и публично представить кандидатуры на должность детского омбудсмена.
Таковых было названо пять, причем Яхонтову сюда уже включить не могли. Это основной момент, отличающий у нас выборы детского омбудсмена от «взрослого»: одну и ту же кандидатуру «всеобщего» Уполномоченного глава республики может вносить, сколько заблагорассудится, а детского – только раз.
Естественный отбор
В итоговом списке претендентов оказались пятеро: заместитель главы администрации Пряжинского района Татьяна Сеппянен, депутат Андрей Рогалевич, судья по делам несовершеннолетних Евгений Сильченко, руководитель Карельской региональной национально-культурной автономии литовцев Гитана Буйвидайте, а также экс-замминистра образования Карелии Геннадий Сараев. Чтобы окончательно определиться предпочтениями, общественники провели своеобразные праймериз. В результате на первое место вышла Татьяна Сеппянен с 18 голосами, три голоса ей уступил Геннадий Сараев, и замкнул тройку победителей Андрей Рогалевич – у него 9 голосов. Четвертое место занял кандидат «против всех». Остальные претенденты, в том числе и те, которых участники голосования предлагали «с места», набрали по два-три голоса.
Ситуация складывается интересная. В пакете документов, которые передаются главе республики по каждой из кандидатур, должно присутствовать и письменное согласие самого кандидата. Депутат Рогалевич еще при первом его выдвижении ясно дал понять, что предложение ему очень льстит, но партия не отпустит. «Справороссов» можно понять: Рогалевич – одномандатник, и после его ухода нельзя будет просто сунуть следующий номер из партийного списка. Придется проводить выборы, и не факт, что победит кандидат от «Справедливой России». Таким образом, на «финишной прямой» оказываются только двое, и оба заслуживают внимания.
Кандидат большинства
Татьяну Сеппянен выдвинули сразу 12 общественных организаций. Педагог по образованию, она сделала успешную карьеру учителя из провинции – от преподавателя истории до замглавы района по социальной работе. Она участвовала в исследованиях, связанных с развитием сельских школ, имела отношение к разработке новой модели взаимодействия власти и общественности в профилактике социального сиротства и поддержки семьи. Она – Заслуженный работник образования РК и лауреат президентской премии «Учитель года России». Защитила кандидатскую диссертацию по теме, касающейся защиты детства.
Получить какой-либо комментарий о возможной работе в качестве детского омбудсмена от Татьяны Павловны редакции «МК» в Карелии», к сожалению, не удалось. Она неохотно шла на контакт, а в назначенное ею же самой время так и не подошла к телефону.
На своем месте
Геннадий Сараев в республике сейчас известен как председатель регионального исполкома «Единой России». И немногие знают, что более 10 лет он на общественных началах руководит некоммерческой организацией - Карельским фондом развития образования, который реализовал в республике ряд масштабных образовательных проектов с привлечением зарубежного финансирования (сейчас в работе находятся сразу три). Его успех на этом поприще был столь значительным, что ему был предложен пост заместителя министра образования Карелии, где он занимался международной деятельностью уже на государственном уровне. (Кстати, депутат Ирина Петеляева, в те времена также занимавшая должность замминистра в том же ведомстве, на встрече общественников заметила: «Я расстроилась, когда он ушел из Министерства образования, потому что человек был на своем месте»).
Отвечая на вопросы «МК» в Карелии», Геннадий Сараев признался, что готов вернуться на организационно-педагогическую стезю:
- Я понимаю, что на сегодняшний день ситуацию с охраной детства у нас надо менять кардинально, - подчеркнул он. – Особенно в части соответствия нашего законодательства нормам Конвента о правах ребенка. Я готов этим заниматься. Думаю, у меня есть для этого и силы, и правовое мышление, и необходимые знания (по образованию Сараев детский психолог, окончил КГПУ – авт.), и опыт работы как в НКО, так и в государственных структурах.
Кто ты, омбудсмен?
Выбирая из двух этих кандидатур – а может, к ним добавятся и другие претенденты, до 14-го ноября время есть, - нужно определиться с тем, кем же все-таки является детский омбудсмен и что входит в его задачи. По мнению авторитетного общественника, координатора Юниорского союза «Дорога» Дениса Рогаткина, существует две концепции. Первая – омбудсмен-борец, который лично бросается в бой, по сути дублируя функции контролирующих органов и правозащитных организаций. Второй вариант – Уполномоченный по правам как орган, переводящий решение проблем на системный уровень. И нужно понимать, что эта должность не предоставляет никаких реальных рычагов власти:
- Во всем мире Уполномоченный должен быть прежде всего человеком, который обладает определенным общественным авторитетом, - напомнил Рогаткин. – И при этом понимает, как работает система и как ее можно изменять. Задача уполномоченного – перенастраивать всю систему.
Но, похоже, профессиональные критерии в случае с Сеппянен и Сараевым рискуют быть убранными на второй план, а само обсуждение примет политический уклон. В прессе уже прошли публикации о кандидатах, и Геннадий Сараев там упоминается в основном как партийный функционер. У аудитории волей-неволей создается впечатление, что партия власти опять пристраивает «своих» на «теплые места». Но и Татьяну Сеппенен также может зацепить политический бумеранг: в 2006 году она баллотировалась в Законодательное Собрание по списку партии «Яблоко», и до сих пор кое-кем воспринимается как человек из окружения политика и бизнесмена Василия Попова. А все, что связано с этой персоной, в Карелии сразу получает определенный окрас…
Так что нам вполне стоит ждать громких «разоблачений» и сваливания ситуации в плоскость политики. Результат чего, в общем-то, будет равен нулю: вновь избранный Уполномоченный по правам ребенка должен будет сразу приостановить свое членство в любой партии.