В Карельском колледже культуры и искусства уже тринадцать лет проходит фестиваль детских любительских театров «Открытый мир». Проект растет, становится масштабнее. Виктория Никитина поговорила с главным организатором фестиваля, преподавателем и заведующего отделением СКМ и НХТ Денисом Кононовым и узнала, что происходит на сцене и за кулисами.
В.Н.: Денис Константинович, вы шестой год организуете фестиваль детских театральных любительских коллективов «Открытый мир». Но ему уже 13! Как все начиналось?
Д.К.: 13 лет назад так же, как и хореографический фестиваль «Танцевальный водоворот» его придумала и реализовала преподаватель Оксана Анатольевна Коноплева. Она была уверена, что это не только эффективная форма профориентации, когда дети приезжают в колледж, видят специальности, общаются с преподавателями, но еще и форма творческого самовыражения коллективов. Есть много конкурсных фестивалей - доступные вообще всем, труднодоступные. Но такого, как наш, на котором происходит знакомство с профессией и обучение для ребят творческих профессий, практически нет. Поэтому я могу сказать, что наш колледж стал флагманом в этом вопросе. Это доказывает и рост количества участников. Поначалу всё еще было лаконично, а четыре последних года мы все рекорды бьем.
В.Н.: Фестиваль проходит только в оффлайн, а не было проб дистанционного формата?
Д.К.: Когда я начал отвечать за организацию фестиваля, мы задумывали смешанный формат участия – онлайн и офлайн, но случилась пандемия и пришлось все перенести в дистант. В моём первом фестивале принимали участие всего 6 коллективов. Мы с комиссией смотрели конкурсные работы (не очень хорошего качества записи!) на маленьком мониторе.
Первый фестиваль в-живую, под моим руководством, состоялся в 2021 году. Тогда мы опирались только на ресурсы колледжа. Тогда же я понял, что организовывать фестиваль без команды невозможно. Одновременно у меня был первый опыт классного руководства. И я был неопытен и ребята, мы столкнулись с негативными отзывами руководителей коллективов. Например, о том, что мы мало уделяем внимания коллективам.
В.Н.: Какие еще открытия подарил опыт?
Д.К.: Стало понятно, что в жюри нужно привлекать людей не из колледжа. Потому что педагоги больше смотрят не на достижения коллектива, а на то, насколько вырос их выпускник – руководитель студии, сколько бы лет ему не было. Фестиваль был тогда не очень дружелюбным – строгим и студентам им не интересовались. На следующий год я пересмотрел систему судейства. Кроме того, появился театральный курс и очень логично было их использовать в работе с любительскими театральными студиями.
На следующем фестивале за каждым коллективом уже был закреплен студент-куратор. И эта схема работает очень четко. Некоторые из ребят постоянно работают с одними и теми же студиями несколько лет.
В.Н.: Ресурсы колледжа не сдерживают развитие?
Д.К.: В прошлом году фестиваль стал финальной площадкой проекта «Театральная мастерская: школа реквизитора», а в этом проект «Мастерская слова: голоса героев» победил в грантовом конкурсе «Движения первых», это дало мощный толчок к развитию. Например, мы смогли некоторым участникам компенсировать проживание, питание. Меняем вид кубков, создаём мерч для кураторов.
В.Н.: Вы говорите о дружелюбной обстановке, творческом обмене и одновременно это конкурс? Есть ведь победители?
Д.К.: Да! Мы «за просто так», «за участие» ничего не вручаем. Этот нюанс и создает тот самый дух борьбы, конкурса.
Участников с каждым годом у нас все больше. В прошлом году я «падал со стула» от цифры 240, а в этом году их уже 350!
В.Н.: Фестиваль идет всего два дня. Жесткие временные рамки.
Д.К.: Раньше было три дня. Мы ужали продолжительность фестиваля с трех до двух дней, потому что те коллективы, которые приезжали первыми показывали свои работы практически на пустой зал. А нам хотелось, чтобы работы видели не только родители юных актеров и жюри, но и другие участники. Чтобы был настоящий творческий обмен.
Да, два дня – это очень плотно. Например, для технических репетиций нет времени. Но руководители коллективов тоже говорят о том, что ребятам взгляд новой публики необходим.
В.Н.: Вы говорили, что фестиваль это и обучение?
Д.К.: Несмотря на занятость и волнение всегда проводятся мастер-классы наших педагогов для руководителей коллективов. И они пользуются ажиотажным спросом. Приходится даже вводить квоты от коллектива на посещение мк. Некоторые мастер-классы стали хитами, их просят повторить, например мастер-класс Ольги Леонидовны Портретовой по речи или Олега Вилодовича Щукарева по сценическому движению. Советы, которые давал Павел Викторович Маслов на прошлогодних мастер-классах воплотились в фестивальных работах этого года. Это как раз доказывает действенность выстроенного нами творческого профессионального взаимодействия.
В.Н.: МК дают только преподаватели колледжа или можно привлечь и других?
Д.К.: Теоретически можно представить любого творческого человека в роли ведущего МК. Но здесь мы все-таки говорим о профориентации. И у детей, которые видят педагога, знакомятся с ним в рамках его роли преподавателя колледжа, формируется доверие к качеству образования в колледже.
Кстати, в этом году я решил, что мы можем дать попробовать провести мастер-классы студентам выпускного курса. Они продумали, составили, обсудили с преподавателями и провели на незнакомых им ребятах свои авторские мк. Это был интересный опыт. Не уже известные артисты, уважаемые преподаватели, а еще молодые ребята, проводят обучение. Это еще и тем ценно, что они сами недавно были учащимися театральных любительских студий.
В.Н.: Случаются форс-мажорные ситуации?
Д.К.: Конечно! Например, на заключительное выступление руководитель неверно указал длительность показа, все сдвинулось. Работа жюри требует времени, печать оригинальных дипломов… Задержались. И вот волнение нарастает, игровая программа завершена, а подведение итогов не наступает. Студентам-волонтерам пришлось развлекать переполненный эмоциональный зал. Я очень благодарен нашему студенту Алексею Круглову, который справился с этой сложной задачей.
В.Н.: Кстати, а можно ли было сократить время, если заранее печатать дипломы?
Д.К.: Я езжу по фестивалям, у всех разные решение. Например, заранее печатаются дипломы на каждый коллектив по всем номинациям и местам. Или печатается форма, а потом ручкой или маркером вписывается название коллектива, или вклеиваются наклейки. Это очень удобно, практично, но вариант с оригинального диплома с живыми подписями членов жюри всё-таки предпочтительнее.
Кстати, в этом году мы полностью поменяли оформление дипломов, потому что однажды я увидел на стене студии дипломы нашего фестиваля последних пяти лет в ряд абсолютно одинаковые.
В.Н.: Есть коллективы, которые приезжают из небольших поселений. Который, как правило никуда не выезжают, кроме как на фестиваль. Для них это единственный свет в окне?
Д.К.: Всё зависит от руководителей и родителей, от уровня доверия и смелости. У нас есть постоянные студии-участники и руководители - Анна Корсакова из поселка Муезерский, Иван Кузнецов из поселка Левашово. Они опекают своих ребят и им родители доверяют. Всегда и везде финансовые вопросы решать сложно. Выехать на большой фестиваль сложнее, но вырваться из среды, где тебя только хвалят, нужно обязательно. Это ведь сильная мотивация, посмотреть другие работы, напитаться энергией, обменяться опытом с другими руководителями. Вот, например, коллектив из Суккозера. Это их первый выезд, и они взяли первое место в своей номинации. Даже не верили в то, что их наградили. Все поселение бурлит, напечатали в местной газете информацию о них.
Поехать на фестиваль это не про участие. Они все хотят победить.
«Открытый мир» фестиваль с ярко выраженной конкурентной борьбой. Мы до начала фестиваля никак не можем угадать кто станет победителем.
В.Н.: Как же в конкурентной борьбе можно мотивировать?
Д.К.: Когда-то и у нас так было. Коллективы готовились, потратились, приехали выступили и….получили негативную критику. Но с приходом в жюри режиссера Василия Сергеевича Сереброва стиль общения поменялся. Находились слова поддержки даже очень слабым коллективам. Он очень тактичный человек и всегда находил чем поддержать и вдохновить руководителя коллектива продолжать свое дело.
Кстати, для более справедливого судейства мы ограничили общение руководителей коллективов с жюри. Это тоже пришло с опытом. Во время творческого обсуждения переходили на темы материальных трудностей, отсутствия помещения, понимания родителей и так далее, и в итоге мы сталкивались с повышением оценки «за тяжкое положение». Члены жюри ведь тоже люди и ничто человеческое им не чуждо.
Теперь на круглых столах с руководителями коллективов работают эксперты. Некоторые руководители были удивлены отсутствием возможности общаться с членами жюри. Но ведь они всё скажут своими оценками. А вот эксперты давали советы, где искать материал, что улучшить…
В.Н.: Каких еще волонтеров вы привлекаете, кроме студентов?
Д.К.: во-первых, это волонтеры pro bono эксперты фестиваля. Творческие волонтеры – ученики нашей Школы креативных индустрий, которые работают на фестивале в качестве фотографов. Получается огромное количество отличных фотографий и у коллективов есть возможность фото хорошего качества использовать в презентациях своего коллектива.
В.Н.: География фестиваля расширяется?
Д.К.: Межрегиональным фестивалем мы можем называть себя смело. У нас практически вся Карелия представлена, Ленинградская и Мурманская области представлены. В этом году впервые выступал Медвежьегорский коллектив, Суккозерский.
В.Н.: Что впереди?
Д.К: Нас ждет 14-й сезон фестиваля. Уже начали готовиться. Обсуждаем, что нам нужны дополнительные площадки. Может быть не будем делать смешанные показы. Разбираем критику. Нас много упрекали, что мы подстраиваемся к коллективам, но это уже наша «фишка». Будем подстраиваться, учитывать расписание транспорта, финансовые возможности….
«Открытый мир» - это комфортный фестиваль, который нам удается создать всем вместе и волонтерам, и участникам, и экспертам, и жюри. И он дает настоящее мощное фестивальное движение.