Поезда в Карелии больше не сократят

После недавнего разноса, полученного правительством страны от Путина, власти республики изрядно заволновались

Недавний нагоняй, который президент Владимир Путин устроил своим подчиненным по поводу массового сокращения пригородных электричек в стране, похоже, переполошил и карельское правительство. В республиканском парламенте на очередном заседании комиссии по вопросам развития транспорта обсуждались только поезда и проблемы, с ними связанные. Члены комитета в очередной раз вызвали на ковер чиновников и железнодорожников, чтобы покачать головами и принять хоть какое-нибудь решение, которое сможет повлиять на транспортного монополиста в лице железной дороги. 

После недавнего разноса, полученного правительством страны от Путина, власти республики изрядно заволновались
Вагонов может стать меньше, но составов – уже нет

После драки кулаками машут

Ранее государство субсидировало пригородное сообщение, но потом переложило это бремя на регионы. Падение доходов, в свою очередь, привело к тому, что муниципалитеты смогли возместить железнодорожникам только половину суммы, потраченной на перевозку пассажиров в 2014 году. По всей стране начались массовые сокращения поездов. В Карелии это выглядело следующим образом. С начала августа прошлого года ОЖД уменьшила количество пригородных поездов на трех маршрутах: Сортавала – Кузнечное (с 4 раз до 2 раз в неделю), Суккозеро – Лендеры (с 3 раз до 2 раз в неделю), Кемь – Маленга (с ежедневного до 3 раз в неделю). Также полностью были отменены три летних поезда: Медгора – Кемь, Петрозаводск – Свирь и Петрозаводск – Медгора. В итоге в коридорах власти все чаще стали поговаривать о замене железнодорожного сообщения автобусным.

– В прошлом году, учитывая, что правительство РФ не реагировало на стоны регионов о том, что это неправильно, мы давали поручение госкомитету по транспорту исследовать ситуацию с доступностью гражданам к реализации своих возможностей, – напомнил на заседании депутат Николай Макаров. – В сентябре-октябре эта работа проводилась. Были приняты определенные решения, где экономически более целесообразно организовать какое-либо сообщение, хотя бы купив микроавтобусик и организовать движение там, где поток пассажиров очень маленький.

Макаров поинтересовался, как обстоят с этим дела сейчас. Заместитель начальника Октябрьской железной дороги по Петрозаводскому территориальному управлению Владимир Троянов с гордостью отметил, что Карелия «не попала в зону критики, потому что, как бы ни было, денег не хватает у всех». Он подчеркнул, что в прошлом году удалось договориться с карельским правительством, благодаря чему было подписано соответствующее соглашение на 2015 год. Ключевым моментом соглашения стало то, что отмена поездов в этом году в Карелии, к счастью, не предвидится.

С перспективами дела обстоят хуже. Троянов сослался на слова Путина – мол, президент говорил, что железная дорога не должна страдать и нести убытки. Тем не менее «есть некоторая надежда, что у нас будет улучшение». Так, замначальника повторил идеи зампредседателя российского правительства Аркадия Дворковича, который планирует решить проблему за счет снижения НДС на пригородные перевозки до 10 процентов и вернуть льготную ставку платы за инфраструктуру в 1 процент.

– Если эти документы будут приняты, то компания будет производить перерасчет и стоимость перевозки упадет, – подытожил Троянов. – У вас в республике уже заложены деньги, поэтому если стоимость упадет, то их будет хватать на большее количество рейсов.

Наконец, дошла очередь до представителей Госкомитета по транспорту. Замруководителя ведомства Людмила Аксененкова предпочла долго не распространяться и заговорила о нехватке денег:

– Сейчас назначение поездов не предполагает безвозмездной работы железной дороги. Пока сумма в 42,6 миллиона рублей отрегулирована комитетом по ценам и тарифам, она неизменна в бюджете.

Впрочем, двум карельским районам повезло: в прошлом году, по словам Аксененковой, с помощью депутатов Минфин нашел возможность выровнять бюджетную обеспеченность Муезерскому району и Костомукше.

Ускорение без падения

Судьба поезда от Петрозаводска до города горняков и обратно по-прежнему остается неясной. Несмотря на то, что глава Карелии ждет от железнодорожников ускорения движения состава к предстоящему лету, Владимир Троянов признался, что ситуация «очень нехорошая».

– Там сейчас приблизительно 40 процентов наполняемости, это очень плохие цифры. А экономика – в числе худших по России, по всей федеральной пассажирской компании. Тем не менее, движение трогать нельзя.

Как уточнил руководитель, в этом году компания будет пытаться с вводом летнего графика ускорить поезд, но обещаний давать не стал, подчеркнув, что на все про все нужно около 2 миллиардов рублей:

– Это максимум, что мы можем сделать с минимальными деньгами, ведь если мы 1,5 миллиарда в год вкладывали в инфраструктуру Карелии, то в этом году у нас цифра всего лишь 399 миллионов. Будем стараться на 50 минут в летнем графике ускорить этот поезд.

Железнодорожники также отметили, что в 2013 году планировалось заключение договора на компенсацию убытков по этому поезду, но вопрос остался нерешенным из-за отсутствия финансирования.

Напомним, еще летом прошлого года многие жители были возмущены новым расписанием движения костомукшского состава, который стал ходить до города горняков только трижды в неделю, отправляясь из Петрозаводска около полуночи в понедельник, среду и пятницу. Чуть позже расписание было чуть скорректировано, и поезд стал отбывать с петрозаводского вокзала около 20.00. Тогда карельскую столицу посетил начальник Октябрьской железной дороги Виктор Степов, который отметил, что упомянутый состав из шести вагонов за год принес железной дороге около 300 миллионов убытков. Подкорректировав расписание, удалось сократить ущерб на 146 миллионов.

«Система ниппель»

Жители поселков в Кемском и Медвежьегорском районах вовсе остались без пассажирского сообщения. В окрестностях отсутствуют нормальные дороги, поэтому автобусы поблизости сел не останавливаются. Единственным спасением для жителей дач и домиков остаются поезда, но и те с недавних пор были сокращены. Более того, в округе нет касс, поэтому жители при всем желании не могут купить билеты.

Карельские парламентарии получили ответ на соответствующий запрос от профильного комитета в правительстве, однако, по информации Николая Макарова, в Кеми и Медгоре «вообще нет пассажирского сообщения». Комментарии снова пришлось давать Людмиле Аксененковой: она уточнила, что договорные отношения на этот год с железнодорожниками в части пригородного сообщения появились только 31 декабря, а объемы движения «после одностороннего извещения» сократились.

– Понятно, что тот размер сообщения, который сейчас у нас есть, ни депутатов, ни нас в полной мере удовлетворять не может, – призналась замруководителя.

В данном случае речь идет о внутреннем муниципальном сообщении, а это – полномочия органов местного самоуправления, у которых денег, как известно, всегда не хватает. Иными словами, дороги в поселках для автобусов в ближайшее время не появятся, поэтому селянам придется уповать на поезда. Но будут ли работать кассы, так и осталось неясным.

Под конец заседания выяснилось, что комиссия собралась затем, чтобы в обозримом будущем составить письмо президенту страны, в котором будут подробно расписаны беды не только жителей поселков, но и железнодорожного транспорта в республике в целом. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру