Начинали войну без винтовок

Карельский фронт стал для Григория Мошникова личным фронтом с первого и до последнего дня

Григорий Алексеевич Мошников родился и всю жизнь прожил в Карелии, в Заонежье. Здесь же и воевал. Сейчас ему 94 года, но он помнит все мельчайшие подробности войны. Я уже не впервые замечаю, что память у стариков – особенная. Она избирательна: все, что было давным-давно, они помнят в деталях. А то, что было вчера, – вспоминают с трудом. Война в памяти ветеранов будет всегда. 

Карельский фронт стал для Григория Мошникова личным фронтом с первого и до последнего дня
Григорий Мошников

Неподготов­ленный фронт

…В 1940 году Григория призвали на военную службу. В карельском городе Сортавала он застал начало войны. В июле 1941 года вражеские самолеты стали бомбить железнодорожный мост.

– Отступали на Суоярви, там стоял артиллерийский полк,– рассказывает Григорий Мошников. – Техники мало было, перевозили орудия на лошадях. Враги подкараулили и начали бомбить. Там такая мясорубка началась, ужас. Я помню, под березу забрался. И больше ничего не помню, очнулся уже в санитарной машине. У меня контузия была, много крови вытекло. Санитары откопали, ну и ладно, ожил...

Война застала Карельский фронт врасплох. Это был единственный фронт, где работала мастерская по ремонту оружия, которого и так всем не хватало. Как вспоминает ветеран, начинали войну без винтовок. Да и одежды, обмундирования теплого не было. А враг был очень хорошо подготовлен.

– Уже к концу 41-го заморозки начались, а мы в ботиночках, – рассказывает Григорий Алексеевич. – Из одежды только шинель, буденовка и перчатки с одним пальцем. Но мы молодые были, все переносили…

Просто война

А дальше война для фронтовика пошла рядом со Свирью, был приказ отступать туда. На ЗИС-5 он доставлял грузы к Дороге жизни в блокадный Ленинград.

– У немцев был план: сделать второе кольцо под Тихвином, – вспоминает ветеран. – Ленинград был уже окружен. Блокада блокадой, но жить-то надо. Я из нашей части три раза ездил на ЗИЛ-35, грузы блокадникам возил. Что везли туда, я не знаю, патроны или хлеб. Я три рейса делал, блокадникам помогал.

На мой вопрос, было ли страшно, Григорий Алексеевич рассказывает, что самолеты вражеские летели над машинами, бомбили – но не было страха. Был долг, была присяга.

В 1944 году Карельским фронтом стал командовать Мерецков. Началась подготовка к наступлению на финнов, которые более трех лет держали в оккупации Петрозаводск. Тогда на карельской земле открылось много концлагерей, в том числе и детских. Не все успели эвакуироваться. Люди бежали, бросали свои дома. А солдат Мошников стоял и смотрел, как в Соломенном взрывали нефтебазу, чтобы врагу не досталась…

Наступление началось, но Григорий не успел дойти до Петрозаводска. Финны подписали мирное соглашение и оставили город. Но война в целом еще не закончилась. И его перевели в Великие Луки, именно там он праздновал День Победы.

– Все люди радовались, все танцевать пошли на улицу, все – и большие, и маленькие. Все в хорошем настроении были. Вот так и встретили День Победы.

На родной земле

В семье Мошниковых было пять братьев, все воевали: один – разведчик, другой – летчик, третий был партизаном в карельском отряде, четвертый служил на Дальнем Востоке, и самый младший – Григорий Алексеевич. И все они вернулись с войны живыми! Родные говорят, у них мама такая была – за всех молилась.

…Годы войны не засчитывались в срок срочной службы, поэтому Григорию Мошникову предстояло еще отслужить год. После войны у армии была другая задача – восстанавливать народное хозяйство. И уже в 1946 году он вернулся в Карелию, к родителям.

Здесь, на родной земле Заонежья, прошла его послевоенная жизнь. Женился, поднял четверых детей. А теперь у ветерана восемь внуков, пять правнуков и даже праправнук. Благодаря сертификату для ветеранов Великой Отечественной войны он смог купить квартиру в поселке Новая Вилга. Там и живет с сыном и невесткой. Признался, что очень хорошо живет. Но помнит свою «малую родину», каждый год на престольный праздник ездит в Заонежье, на могилы родителей и братьев. И не пропускает 9 мая встречу у Вечного Огня в Петрозаводске.

Без медали

…Однажды бойца Мошникова попросили, как профессионального тракториста, помочь вывезти из окружения артиллерийские орудия. Дороги были разбиты, все машины буксовали. Они с товарищем помогли выйти бойцам из окружения и сохранить орудия. Командир обещал представить их к награде «За отвагу». Но это было только начало войны, 41 год. Так медаль и не нашла героя. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру