Призвать экс-мэра Олонца к ответу за преступление снова не удалось

Сергей Кохов, на сей раз посягнувший на конституционные права и свободы граждан, вновь ушел ответственности

...Шесть часов ожидания приговора в тесном «предбаннике» Олонецкого районного суда. Ни подсудимый – экс-мэр Олонца Сергей Кохов, - ни прокурорские не делили ожидание с журналистами, а появились в здании минут за десять до начала действа. Видимо, знали, когда именно судья войдет в зал судебного заседания. Может, журналистов специально мурыжили целый день в надежде на то, что не выдержат, уедут, и оглашение состоится без лишних глаз и ушей? Потому что вопросов к приговору возникло немало.

Сергей Кохов, на сей раз посягнувший на конституционные права и свободы граждан, вновь ушел ответственности
Сергей Кохов даже не сбежал из-за решетки, а спокойно ушел. Фото Елены Ерошкиной

Кульбит власти

Насколько нам известно, в Карелии еще не было подобных уголовных дел. Воспрепятствование выборам главы города – это вам не заурядная кража картошки у соседа. Такое злодеяние посягает, ни много, ни мало, «на конституционные права и свободы граждан», и относится к категории преступлений средней тяжести. Совершалось же оно на протяжении нескольких месяцев прошлого года.

Все началось с того, что глава Олонецкого городского поселения Сергей Кохов своими действиями и бездействием настолько «достал» депутатов Совета, что в августе 2013 года был отправлен ими в отставку. По идее, уже тогда следовало объявлять выборы главы города, но господин Кохов опротестовал решение народных избранников в суде, и тянулась тяжба целый год. Самое интересное, что все это время мэр-отставник по-прежнему «рулил» Олонцом, практически бесконтрольно распоряжаясь бюджетными средствами и единолично принимая решения по всем вопросам жизни города, входящих в компетенцию местной власти.

Как же ему это удалось? Да очень просто. За несколько дней до своей отставки в августе (никакого секрета в этом не было, депутаты действовали открыто) Кохов принял на работу в городскую администрацию своего друга Геннадия Микшиева, который и стал исполнять обязанности главы после выдворения Сергея Сергеевича из руководящего кресла. А 7 октября того же 2013 года Микшиев принял на муниципальную службу Кохова в качестве первого зама. Еще через десять дней Микшиев уволился, возложив обязанности главы на заместителя. Вот через такой бюрократический кульбит и сохранил за собой экс-мэр право распоряжаться городской казной. Он воспользовался этим правом в полной мере и, по нашему мнению, исключительно в собственных интересах после того, как проиграл все суды по поводу своей отставки, и Совет 9 сентября 2014 года объявил досрочные выборы главы города.

«Денег не дам!»

Любые выборы нужно финансировать. Деньги, в частности, требуются на изготовление печатей и штампов, выборных материалов, бюллетеней, на приобретение канцелярских товаров, оплату услуг связи, труда членов территориальной избирательной комиссии (ТИК) и т.д. И выделить их должен местный бюджет. ТИК подсчитала, что досрочные выборы главы Олонецкого городского поселения «стоят» более трехсот тысяч рублей. Сообщила об этом в горадминистрацию, одновременно уведомив, что деньги следует перечислить в десятидневный срок. Но ни через десять дней, ни через двадцать, ни через пятьдесят Сергей Кохов ни копейки на выборы не перечислил. Более того, он во всеуслышание заявлял, в том числе через местную частную газету, что намерен руководить городом до марта 2015 года - мол, на этот срок он избирался и доработает до конца.

Избирательная комиссия, понимающая, что при полном безденежье досрочные выборы главы Олонца могут быть сорваны, начала бить во все колокола. К делу подключились ЦИК Карелии, прокуратура, ФСБ, глава района, зам. главы республики, депутаты… Все без толку! И.о главы Олонца Кохов делал вид, что не понимает, что от него требуется (запрашивал у ТИК разъяснения, как он должен направить ей деньги), накладывал вето на решение Совета, не являлся на совещания по выборам и сессии… И так продолжалось до конца ноября. Ситуацию спасло правительство региона - за 17 дней до выборов оно перечислило из резервного фонда требуемую сумму на счет ТИК. Выборы состоялись.

Справедливости ради отметим, что Кохов тоже нашел деньги на выборы, но перечислил их только 27 ноября, когда они уже были не нужны. Данный факт суд расценил, как желание мэра-отставника избежать уголовной ответственности за содеянное. А еще этот факт подтвердил, что средства у поселения были - не было только желания перечислять их.

Кстати, Сергей Кохов так и не признал своей вины. И во время следствия, и на суде он утверждал, что у него и в мыслях не было препятствовать проведению выборов, он просто «хотел избежать нецелевого использования бюджетных средств и превышения должностных полномочий». Суд не поверил ему и признал виновным в совершении преступления, предусмотренного п.«б» ч.2 ст.141 УК РФ – воспрепятствование работе избирательной комиссии, совершенное лицом с использованием своего служебного положения. В результате Сергей Кохов был осужден к трем годам лишения свободы условно, и тут же амнистирован (амнистия была объявлена Госдумой к 70-летию Победы), причем со снятием судимости.

Немедленно – это 3 месяца

Второе преступление, по мнению следствия, Сергей Кохов совершил, не выполнив решение суда от 17 октября 2014 года, обязывающее горадминистрацию Олонца немедленно (!) перечислить несчастные триста тыс. рублей на счет ТИК. Обратите внимание на слово «немедленно»: оно означает «спешно, срочно, безотлагательно». Однако Кохов и здесь не торопился. Обращался в суд за разъяснениями - мол, не понимает он, как исполнять решение, а потом оспорил его в Верховном суде. Как и следовало ожидать, вышестоящая инстанция оставила решение без изменений. Но и.о. главы добровольно его не выполнил, только по исполнительному листу.

Казалось бы, все очевидно. Однако, суд посчитал, что непонятливый и.о. действовал в рамках закона. Ведь на исполнение решений суда муниципалитетам дается три месяца, и он уложился в этот срок. Забавно, не правда ли? «Немедленно» растягивается на целый квартал. То есть, не вмешайся правительство Карелии, Кохов имел законное право перечислить деньги в ТИК в январе 2015 года, хотя сами выборы должны были состояться 7 декабря. Интересно, что это – гримасы законодательства или неверное его толкование? Ведь получается, что теперь судам нет никакого смысла писать в своих решениях «немедленно», все равно этот срок растягивается на три месяца… Как бы там ни было, олонецкая Фемида полностью оправдала мэра-отставника по данному обвинению.

А обвинение в злоупотреблении должностными полномочиями суд и вовсе посчитал «ошибочно предъявленным». Мол, доказательства те же, что и по воспрепятствованию выборам, а значит, Кохов совершил только одно преступление, а не два, как посчитало следствие.

«Спасибо» прокуратуре

Итог всему сказанному: Сергей Кохов вышел из суда свободным и несудимым. Но это вовсе не означает, что преступления не было совершено. Амнистия - это не реабилитация преступника, а лишь акт прощения, означающий, что государство пощадило преступившего закон гражданина. Кохову невероятно повезло, что он препятствовал проведению выборов накануне 70-летия Победы.

Кстати, это уже не первый раз, когда он избегает заслуженного наказания. Осенью прошлого года было закончено расследование в отношении него по делу о «липовых» актах приемки работ по ремонту водопровода, которых не было. Были получены все доказательства, но наказания не последовало, так как со дня подписания фиктивных актов минуло три года. А поскольку следствие квалифицировало действия Кохова, как халатность, где срок давности составляет всего два года, то дело было прекращено.

Поневоле задаешься вопросом: это как нужно расследовать и представлять в суде дела, чтобы подсудимый всегда оставался безнаказанным?.. Впрочем, сам Кохов такой «профессионализм» вполне оценил. После вынесения приговора (который и приговором-то назвать язык не поворачивается) Сергей Сергеевич на глазах у журналистов поручкался с прокурорскими работниками, словно благодарил за что-то…

Дышло закона

И последнее. Сергей Кохов по-прежнему числится замом главы Олонецкого городского поселения. В свойственной ему манере лавировать среди законов, накануне выборов он сам отпустил себя в годичный отпуск. И судили его, как муниципального чиновника. По нашему мнению, налицо полная дискредитация городской власти. И виной всему, как нам кажется, не только вседозволенность, которой Кохов просто упивался на протяжении трех с половиной лет, но и несовершенство законодательства. Хотя в законе и декларируется, что выбранный населением мэр подконтролен и подотчетен депутатам, но ответственности за это никакой.

Работа того же Кохова дважды по итогам 2011 и 2012 годов была оценена неудовлетворительно (за 2013-й он вообще не отчитался). Минфин вскрыл нецелевое расходование бюджетных средств на сумму 2 млн. 447 тыс. рублей. Поселение погрязло в многомиллионных долгах (кредиторская задолженность близка к 10 млн. руб.), а на контроле у судебных приставов находится 46 неисполненных решений судов, невыплаченных штрафов, сборов и т.д. При этом экс-мэр прямо заявлял, что не собирается выполнять решения местного Совета, не отчитывался об исполнении бюджета, да к тому же незаконно выплатил самому себе из бюджетного кармана почти полмиллиона рублей - и это только в 2014 году! Но он по-прежнему «рулил» Олонцом, даже будучи в отставке.

Кстати, стопами олонецкого отставника идет и мэр Петрозаводска Галина Ширшина, которая тоже не выполняет решение сессии, произвольно меняя дату своего отчета, намеревается оспорить в суде «неуд», поставленный ей депутатами, публично заявляя: «Я избранный жителями мэр. Сколько дадут работать - столько и буду так, как считаю нужным». Она даже озвучила тактику ответных действий:

- После того, как поставят «неуд», я еще год работаю, потом опять «неуд», потом судебные дела и так далее. Не дождетесь. Сама с должности мэра Петрозаводска я не собираюсь уходить.

И впрямь может не уйти, используя олонецкий опыт «заматывания» дел в судебных инстанциях. А что, разве только в Олонце можно глумиться над законом?..

«У чиновника сорвало тормоза»

Прокомментировать приговор мы попросили председателя ЦИК Карелии Алексея Бахилина:

- Мы удовлетворены тем, что воспрепятствование деятельности избирательной комиссии было расценено судом как преступление, - заявил Алесей Евгеньевич. - Насколько я помню, это первый в Карелии случай, когда и.о. руководителя муниципального образования привлечен к ответственности по данной уголовной статье. Ему просто повезло, что попал под амнистию. Вопрос-то, по существу, стоит даже не в том, что чиновник мог получить реальный срок, а в неотвратимости такого наказания: действия Сергея Кохова квалифицированы как преступление. Сам этот факт установлен судом. Мы признательны сотрудникам следственного комитета и прокуратуры, ведь они сделали все от них зависящее, чтобы зафиксировать факт этого преступления. Я расцениваю это как торжество Правосудия и урок всем руководителям муниципальных образований: нельзя противостоять избирательной системе и правам избирателей. Сергей Кохов утратил объективную оценку своим действиям, руководствуясь только своими личными амбициями, перешел все мыслимые границы, не беря в расчет ни обращения Центральной избирательной комиссии Карелии, ни руководства республики. Насколько я понимаю, приговор может быть обжалован, так что, возможно, точка в данном деле еще не поставлена.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру