Петрозаводчанин 3 года отслужил в израильском Военно-морском флоте

Бывший военный моряк сейчас гостит в карельской столице и рассказывает, каково это

Денис – так назовем этого цветущего 25-летнего блондина, – россиянин по рождению, но израильтянин по паспорту. Он был вывезен из Карелии в Землю Обетованную в шестилетнем возрасте, там окончил школу, и служить ему привелось именно там. Сейчас Денис гостит у родственников в Петрозаводске. Пользуясь случаем, я попросил его описать, каково это – быть израильским военным моряком. Он, что можно, рассказал, но подробности операций, в которых ему приходилось участвовать, по-прежнему остаются военной тайной. 

Бывший военный моряк сейчас гостит в карельской столице и рассказывает, каково это
Когда теперь Денис выйдет в море, известно одному Нептуну. Фото: http://facebook.com

…Одним из самых блестящих деяний израильских моряков по праву считается операция «Шербур». Было это в далеком 1969 году. Остро нуждавшийся в ракетно-артиллерийских катерах Израиль заказал 12 кораблей у Франции – прямо как 40 лет спустя Россия заказала у них «Мистрали». И, как и впоследствии Россия, Израиль угодил под санкции: 5 уже оплаченных катеров французы поставить отказались. Тогда израильтяне поступили так, как поступают в большинстве ситуаций, не оглядываясь на остальной мир. В ночь на Рождество они просто угнали катера с верфи в Шербуре – без единого выстрела, без жертв и потерь. Французы были в ярости, но смирились.

Что такое «гибуш»

Береговая линия современного Израиля составляет всего 270 километров. И, тем не менее, государство содержит собственный военный флот, Хейл Ха’ям. В маленькой стране и корабли маленькие – экипаж самого крупного судна едва превышает 100 человек. Но желающих служить в этих войсках столько, что их приходится выбирать еще на допризывной стадии.

Все начинается в средней школе, в 12-м классе, когда на дом будущему солдату или солдатке по почте приходит специальный опросник. (Если кто не в курсе – служат в Эрец Исраэль все, независимо от пола, отказ пойти в армию – нонсенс). После его заполнения армия уже примерно представляет себе, к какому роду войск и к какой службе более склонен допризывник. Желание тоже учитывается – поэтому Дениса и пригласили попробовать свои силы в качестве военного моряка. Именно попробовать: на четыре дня его, в компании таких же старшеклассников, поселили на настоящей военно-морской базе. А дальше – смотрите голливудский фильм «Солдат Джейн»: кандидатов начали гонять, как сидоровых коз. Называется это «гибуш»: по сути – отбор, а в прямом переводе – «сплочение».

Проверяют все – физическую подготовку, неординарность мышления, умение работать в команде, наличие лидерских качеств либо умение беспрекословно выполнять приказы. Одно из самых популярных упражнений – разобрать под водой пулемет. Казалось бы, бред, такой навык в принципе не может пригодиться, потому как после такого обращения пулемет стрелять не будет. А между тем это прекрасный тест на координацию движений. Или еще: ребят загоняют в большую емкость, которая начинает заполняться водой из дыр в стенах. Задача – как можно быстрее заткнуть эти дыры и прекратить затопление. Вот уж действительно – друзья познаются в биде!..

Если гибуш вы прошли, то поздравляем: вы будете призваны в Хейл Ха’ям. Попав на курс молодого бойца – «тиранут», – вы за 3 месяца получите строевую подготовку, научитесь обращаться с оружием, овладеете рукопашным боем – в общем, выучите азы военного ремесла. А после вас пошлют на специальный 5-месячный курс, после которого вы станете военным моряком. Если станете, конечно, потому как тренировки здесь изнурительные, требования – жесткие, а служба предстоит самая что ни на есть настоящая. Не стоит забывать, что Государство Израиль со дня основания находится в состоянии войны с тем или иным противником.

После окончания курса новобранцы проходят распределение. Каждому предстоит пойти по одному из трех направлений. Первые – технари, в чьем ведении находится все тыловое и техническое обеспечение флота. Почетной службу не назовешь, зато каждый вечер дома. Вторые – пограничники, они занимаются охраной береговой линии государства, патрулируя ее на небольших катерах. И третьи – непосредственно флот, сравнительно крупные суда, уходящие далеко в море. Именно туда распределили Дениса.

Как вы судно назовете…

Один из самых главных моментов в жизни новоиспеченного моряка – выбор корабля. Денис попал на «Ацмаут» («Независимость»), большой ракетный катер с экипажем в 40 человек, способный находиться в автономном плавании несколько месяцев. Впрочем, так далеко судно не заплывало, лишь однажды Денису пришлось проторчать в плавании около месяца (зачем – не говорит). А так в среднем в море экипаж проводил 4-8 дней за раз. Главное неудобство – все это время запрещено снимать ботинки, кроме как в душе. Хотя и душем-то назвать это нельзя из-за экономии воды – 2 минуты на человека…

Будни израильского матроса существенно отличаются от службы на российских кораблях, да и других стран тоже. Здесь нет привычных 4-часовых вахт: с 9 утра до 8 вечера вся команда чем-то занята, чередуя род занятий. Причем инициатива приветствуется: к примеру, Денис самостоятельно выучился на оператора камеры тепловизора и начал выполнять функции, изначально на него не возложенные. Это принцип Хейл Ха’ям: если ты берешь на себя какую-то лишнюю работу, ты тем самым облегчаешь жизнь товарищам.

А работы много. Постоянные учения, боевое патрулирование, досмотр подозрительных судов… И если будничное поведение команды вполне можно назвать раздолбайским (более подходящего перевода с иврита, пожалуй, не найти), то в боевой обстановке все меняется до неузнаваемости. К примеру, если матрос заснет на посту в обычное время, шкодливый командир может втихаря разрисовать ему лицо несмываемым фломастером. Во время учений такой проступок карается минимум 40 днями армейской тюрьмы.

Развлекаться особо некогда – да и никаких развлечений на судне, по сути, нет. Телевизор в море не ловит, Интернет и плей-стейшн под запретом, флэшками для просмотра фильмов пользоваться также запрещено, а от DVD-дисков продвинутые израильтяне давно отвыкли. Одна отрада – хорошо покушать. Судовых поваров на некоторых израильских военных кораблях просто нет, приготовление пищи берет на себя кто-нибудь из команды, плюс боцман всегда готов порадовать экипаж чем-нибудь вкусненьким. Денис рассказывает, что у них на «Ацмауте» едой даже против сна боролись в тревожные ночи: ровно в полночь подавались пирожки.

Условия проживания команды тоже райскими не назовешь. Кубрики тесные, кровати – в 3-4 яруса. Правда, чем старше моряк по званию, тем дальше он перемещается с тесного бака (носа корабля) на ют (на корму). Сержанты живут уже, можно сказать, с комфортом.

Впрочем, эти спартанские условия с лихвой возмещаются тем, что каждые три недели моряку положены минимум сутки увольнения. Успеть за это время можно ох как много: Денису, например, от его базы, расположенной в Хайфе, до дома было всего минут 40 езды.

Командиры, женщины и суеверия

Отношения с офицерами здесь если не панибратские, то близки к этому. Объясняется это тем, что офицеры – практически сверстники своих подчиненных. Чтобы получить офицерские погоны, достаточно просто изъявить желание. Честолюбивого солдатика тут же переправляют в академию, где его ждет новый гибуш. Причем такой, что тот, первый, кажется «гибушенком». Если прошел, то через два с половиной года учебы выпархиваешь молодым лейтенантом.

Поэтому не стоит удивляться, что едва ли не большинство корабельных песен (у каждого экипажа свои, собственного сочинения) посвящены конкретным офицерам, причем в довольно издевательском ключе, и по-морскому похабного содержания. Что не мешает самим героям песен, ухмыляясь, слушать их по вечерам после спуска флага. Это сильно влияет на сплочение: первое, что делает новобранец на судне, – учит корабельные песни.

И все же к офицерам отношение бережное. В частности, на большинстве находящихся в открытом доступе фотографий лица израильских офицеров, если они в форме, заретушированы. Были уже прецеденты: различные страны и организации, обиженные на Израиль, пытались объявлять его офицеров в международный розыск за преступления против человечности. Пока сделать этого не удавалось, но всякое может случиться…

Женщины в плавсоставе – редкость, в отличие от береговых служб. На «Ацмауте» была всего одна, притом офицер. Дама на борту по-прежнему вызывает неудобства: на туалет и душ специальные таблички ставить надо, занавеску ей к кровати прикрепляй… Но флот смирился, и теперь в Израиле дурная примета не «женщина на борту», а «женщина в машинном отделении». Хотя попробуйте ее туда не пустить!

Еще о приметах и суевериях. Нельзя шагать на трап с правой ноги. Нельзя свистеть в море. Нельзя спускаться с трапа лицом к нему – хотя техника безопасности требует именно этого. Почему? Примета плохая.

Боевая работа

Чем занимаются израильские корабли в плавании, можно только догадываться. Но судя по тому, что за последние десятилетия ни одного нападения с моря в стране не зарегистрировано, со своей задачей Хейл Ха’ям справляется. А иногда он проворачивает такие номера, что мир только головой качает – снова вспомним операцию «Шербур».

Естественно, такая выучка требует постоянной тренировки. Поэтому каждый демобилизовавшийся солдат или моряк (только мужчины) раз в год на несколько дней возвращается на родную базу или корабль, чтобы пройти переподготовку. Это называется «милуим», и израильские мужики его обожают: впахивать много не надо, а средний заработок по месту работы сохраняется. Получается маленький оплачиваемый мужской отпуск в кругу старых товарищей.

Впрочем, Денису это не грозит: его «Ацмаут» был списан и ушел в металлолом. И когда теперь Денис выйдет в море – известно одному Нептуну.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Три дороги в одну сторону

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру