Ни одна из пешек остальных партий не стала проходной. Таковых вообще было немало: ЛДПР выдвинула 25 кандидатов, КПРФ – 6, «Коммунисты России» (есть и такая партия) – тоже 6, «Гражданская платформа» и «Родина» – по одному.
Кроме «Единой России» в победителях оказались самовыдвиженцы. Они взяли одно депутатское место и три – глав поселений. Самым последним (и несколько неожиданным) чемпионом стал кандидат «против всех». Он одержал викторию на выборах главы Шелтозерского сельского поселения. И уже этот один факт делает тамошнюю баталию объектом повышенного внимания.
«Противное» голосование
В Шелтозере на место главы поселения изначально претендовали целых пять фигур - два самовыдвиженца и три партийных кандидата (ЛДПР, «Коммунисты России», «Родина»). Многие политгроссмейстеры победу прочили самовыдвиженке и действующей главе администрации поселения Ирине Сафоновой. Однако начать игру она так и не смогла. Не указав в избирательных документах свое депутатство (в Принежском районе каждый глава поселения априори является депутатом райсовета), она нарушила тем самым законодательство, и по суду ее регистрация была отменена. Еще одна самовыдвиженка тоже выбыла из игры после регистрации. Участвовать в политшахматной партии остались трое партийных кандидатов.
Казалось бы, у избирателей выбор есть. Но результаты голосования показали иное. Константин Бушманов («Родина»), лидер игры после выбытия Сафоновой, набрал всего 167 голосов из 946 возможных. Но это был классный результат по сравнению с остальными: Валентина Щекинова (ЛДПР) – 4, Александр Соколов («Коммунисты России») – 2. Зато «против всех» проголосовали 315 шелтозерцев, или 62,75 % избирателей, принявших участие в голосовании.
Я с трудом могу представить себе ситуацию, когда более трехсот сельчан в погожий день (13 сентября светило солнце и было по-летнему тепло), забросив огородные дела и ягодно-грибные походы в лес, без всякого понукания идут на избирательные участки, чтобы проголосовать «против всех». Ведь гораздо проще выразить протест (если он есть) своим неучастием в политшахматной игре. Чтобы пойти, должна быть еще какая-то мотивация. И она, как оказалось, была.
В Шелтозере целенаправленно велась работа на кандидата «против всех» - об этом официально заявил на брифинге председатель ЦИК Карелии Алексей Бахилин. Были даже подложные извещения - якобы от участковой избирательной комиссии - с предложением голосовать именно так (кстати, никогда прежде таких ходов в карельских политшахматах не было). Более того – в поселке были замечены люди с повязками дружинников, призывавшие голосовать против всех, а прямо перед избирательным участком с аналогичными призывами выступала сотрудница местной администрации.
Кстати, в Олонецком районе был зафиксирован случай еще более вопиющий: подкуп избирателей. Удивляет точность в цифрах: уже известно, что один из кандидатов подкупил 17 человек, и потратил на это 20 тысяч рублей. Со всеми этими случаями сейчас разбираются правоохранительные органы, а Алексей Бахилин расценил это как «удар по избирательной системе и по избирателю».
Итак, избиратели в Шелтозере были «замотивированы». Кем? Ответ прост: ищите, кому это было выгодно. Ведь в декабре здесь будут новые выборы, и снятые с гонки политшахматные фигуры смогут принять в них участие. По крайней мере, председатель карельского Центризбиркома напрямую связал обнаруженные в Шолтозере нарушения с исключением из списка Ирины Сафоновой.
Беспартийная победа
Активно проявился кандидат «против всех» и в политшахматной партии в Сортавале. Здесь выбирался глава городского поселения. Кстати, эта партия привлекла к себе внимание тем, что целым пяти кандидатам было отказано в регистрации, в том числе и действующему главе Сергею Козигону. А еще тем, что только ЛДПР выдвинула своего человека, остальные партии почему-то проигнорировали сортавальский гамбит, хотя он был самым весомым среди прочих политшахматных партий.
Так вот: кандидат «против всех» набрал в Сортавале почти тысячу голосов (952). Но до победы не дотянул, выиграл партию самовыдвиженец Сергей Крупин (2174 голоса). На втором месте – пенсионерка Елена Вансовская (1717), на третьем - «жириновец» Александр Фадеев (ЛДПР), за которого отдали голоса 178 сортавальцев.
Кстати, здесь, как и в Шелтозере, на кандидата «против всех» тоже активно работали. Даже листовки выпускали в его поддержку. Но, судя по всему, протестное движение на брегах Ладоги не столь ярко выражено, как в Прионежье. Или люди устали от него. Во всяком случае, выбор был сделан в пользу действующего главы района (не путать с городом) Сергея Крупина, к которому, по нашим сведениям, неплохо относятся в правительстве Карелии.
Красные начинают - и…
Увлекательная политшахматная партия прошла и в селе Коткозеро Олонецкого района. Здесь, в отличие от Сортавалы, за победу бились именно партии, а не «самодвиги». В схватке сошлись красная (КПРФ) и триколорная (ЕР) фигуры.
Интерес вызвал уже дебют партии. Как мы знаем, ЕР сейчас активно использует в политшахматных партиях праймериз. Это своего рода предварительные выборы, в ходе которых выбирается будущий кандидат от партии. 15 мая состоялся такой праймериз и в Коткозере. В нем принимали участие три претендента, среди которых и действующий глава поселения Владимир Смирнов. Да и как ему было не участвовать в дебюте, если, будучи членом «Единой России», четыре года назад он выдвигался на пост главы именно триколорными фигурами. Но победила на праймериз председатель местного Совета депутатов Наталья Чупукова. Она и пошла от партии на выборы.
И тут Владимир Смирнов сделал ответный ход. Не поддержанный однопартийцами, он вышел из ЕР и выдвинулся от КПРФ, то есть сменил цвет с триколорного на красный. И получил поддержку – даже какую! Агитировать за него приехал в село супертяжелый ферзь красных: Владимир Каашин - заместитель председателя ЦК КПРФ, депутат Госдумы, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, действительный член РАСХН. А в день голосования вся карельская верхушка красных во главе с первым секретарем Евгением Ульяновым приехала в Коткозеро.
Не помогло. Победу Натальи Чупуковой можно назвать убедительной: 369 голосов, Владимир Смирнов набрал 102. Говорят, очень большая явка (500 чел.) - а значит, были технологии… Ой ли? Ведь в 2011 году на таких же выборах за Смирнова проголосовали 398 избирателей, а всего к урнам пришли 557. Вот и считайте.
…Делать глобальные выводы в беглом обзоре всего трех политшахматных партий, думаю, преждевременно. Но кое-что сказать можно. Безусловно, кандидат «против всех» становится одним из важных инструментов в политшахматных играх. Значит, им будут пользоваться и далее. А вот перекраска политшахматных фигур не всегда ведет к победе, лучше все-таки в таких случаях идти «самодвигом», больше шансов на выигрыш.
А вообще, как говаривал Шерлок Холмс, «великолепие в шахматах - это признак коварного разума».