Как это было?
О том, что Нелидов был задержан за взятку в полмиллиона рублей, практически одновременно выдали информацию и в МВД, и в Следкоме республики. По данным следователей, Нелидов получил деньги 23 сентября 2015 года через посредника. Эту сумму директору музея «Кижи» передал некий предприниматель для того, чтобы получить право торговать и заниматься другой коммерческой деятельностью на заповедной территории. Преступление удалось раскрыть по «горячим следам». На следующий день подозреваемый был задержан.
Тогда же выяснились и мизерные подробности преступления - когда Нелидов под конвоем появился в петрозаводский суд на заседание по избранию меры пресечения. В присутствии многочисленных журналистов судья Александр Мерков проговорился о том, что обвинение директору переквалифицировали по другой статье, поменяв «крупный размер» на «особо крупный». Проще говоря, Нелидову вменили уже не 500 тысяч, а минимум миллион рублей мзды. Впрочем, конкретная сумма тогда не называлась. Сам же фигурант в начале заседания отмалчивался, сухо отвечал на вопросы и лишь отметил, что вины своей не признает и попросил ознакомиться с материалами обвинения. Дальнейшие детали разбирательства для посторонних глаз скрыли по просьбе стороны обвинения.
Для Андрея Нелидова итог заседания стал неутешительным: экс-директор был заключен под стражу на два месяца, до 23 ноября, чтобы не иметь возможности скрыться от следствия или каким-то образом надавить на свидетелей.
Что это было?
Версии случившегося строятся и будут строиться самые разные. Говорится о том, что Нелидов стал жертвой передела земли между арендаторами-предпринимателями. Предполагается, что его подставили или «слили» бывшие и не очень соратники по трудовой или политической деятельности. Кроме того, муссируется и «заказ» от правящей верхушки. Я рискну опереться на ту информацию, которую получил от компетентного источника, хотя, разумеется, все точки над «и» окончательно расставят следствие и суд.
Прежде всего, задержание Нелидова не было сиюминутной акцией, с ходу поясняет собеседник. За директором следили уже давно, практически с тех времен, как он привел на остров инвестора в лице ПЛВЗ «Петровский», в чем в итоге как-то признался на одном из заседаний Общественного совета по управлению памятником всемирного наследия.
- Задержание Андрея Нелидова стало результатом совместной работы МВД и Управления ФСБ республики, - отмечает источник. – Правоохранительные органы осуществляли надзор за освоением федеральных целевых программ и расходованием бюджетных средств.
Возможно, многие помнят страсти, кипевшие вокруг строительства в причальной зоне новеньких торговых павильонов под «сувенирку». Петрозаводская «ликерка» по итогам аукциона получила в аренду федеральные земли, после чего сдала их в субаренду нескольким предпринимателям, и так давно закрепившимся в местной торговле. На территории со временем появился и пришлый «частник».
Говоря о ПЛВЗ, нельзя не вспомнить о ныне всем известном экс-депутате Законодательного собрания Карелии Иване Романове, тесно связанном с «Петровским»: в свое время он был его директором. Романов крепко обосновался на острове и, по сообщениям СМИ, выступал рьяным защитником теории развития частного бизнеса и музейной инфраструктуры. Впрочем, новый руководитель музея Нелидов от своего советника не отставал.
Как считают следователи, помощь «частникам» соратники видели в откровенно незаконном свете. По информации нашего источника, примерно с 2014 года в Кижах появилась налаженная схема отъема денег у субарендаторов. За скрупулезно подсчитанную мзду оба брали с жертв копеечную арендную плату: Нелидову якобы требовались деньги на содержание собственной недвижимости внушительных объемов, Романов же, мол, довольствовался ролью посредника, за что тоже греб деньги. Правда, кто и кому непосредственно предложил заняться взяточничеством, покажет расследование. «Сувенирка», надо полагать, приносила колоссальные доходы бизнесменам, поэтому из страха потерять места они делились «черным налом» без особых проблем.
Наш собеседник подчеркивает, что на данный момент с уверенностью можно говорить только о двух фактах дачи взятки - тех самых, из-за которого Нелидова и задержали. Однако не исключено, что эпизодов было значительно больше, и в этом еще предстоит разобраться следствию.Был и сплыл
Силовики занимались оперативной разработкой описанной схемы, и шаг за шагом собирали доказательства, когда в 2015 году Нелидов внезапно лишился своего доверенного лица Романова. Арест последнего по подозрению в насильственных действиях сексуального характера над несовершеннолетним, по словам источника, спутал директору все карты и вынудил его самостоятельно заняться реализацией обкатанного сценария. Более того, обвинение депутата Романова в тяжком преступлении, поднявшее на уши почти всю региональную и федеральную прессу, не имело никакого отношения к его арендным делам с Нелидовым. По крайней мере, источник называет это «удачным стечением обстоятельств».
К тому моменту полезной информацией с правоохранительными органами успел поделиться еще один человек. Его имя держится в строжайшей тайне, однако наш информатор уточняет, что арендные дела Нелидова с Романовым до этого обращения уже были объектом пристального внимания силовиков.
Так или иначе, первый осенний месяц этого года стал для директора «Кижей» роковым. 23 сентября он отправил к одному из субарендаторов человека за 500 тысячами рублей. На следующий же день оперативники навестили самого Нелидова в его квартире на набережной Варкауса, где обнаружили большую часть заранее помеченных купюр. При этом, по информации нашего собеседника, часть взятки он уже успел отдать за оплату некоторых услуг, то есть начал распоряжаться деньгами по своему усмотрению, что в итоге образовало состав преступления.
Что дальше?
Очень скоро в деле Нелидова появился еще один, более ранний эпизод, в котором фигурировали 600 тысяч рублей - от того же предпринимателя. Отсюда и переквалификация пункта статьи на «особо крупный размер». Наш источник предполагает, что в ходе расследования вскроются и другие преступные факты. В частности, другие торговцы «сувениркой», как уже было сказано, тоже могли неоднократно отдавать заработанные кровные за возможность нормально работать, а не загнуться от непомерно высокой арендной платы.
По предварительным оценкам оперативников, предприниматель, который участвовал в оперативном эксперименте, только за 5 сезонных месяцев поделился с Нелидовым 5 миллионами рублей.
Вероятнее всего, остальные также начнут давать показания, потому что бизнесмен, согласившийся сотрудничать с силовиками, вероятнее всего, избежит уголовной ответственности за деятельным раскаянием. На данный момент он оказывает серьезную помощь следствию и дает признательные показания.
Что касается Ивана Романова, который до сих пор находится под стражей, но совсем по другому делу, то ему, на мой взгляд, вряд ли «прицепят» дополнительную статью. Сознаваться ему не в чем, за руку не ловили. Да и обвинения в преступлении сексуального характера хватает с лихвой.
Наш источник утверждает, что силовые структуры очень внимательно следят за расходованием бюджетных средств и как только получат достаточно доказательств для возбуждения новых уголовных дел, последуют новые громкие аресты.