Против чего протестуют дальнобойщики

Мы подсчитали, сколько теперь должен потратить карельский водитель «большегруза», чтобы продолжать работать

Мы подсчитали, сколько теперь должен потратить карельский водитель «большегруза», чтобы продолжать работать
В следующий раз трассы окажутся перекрыты полностью. Фото: Максим Берштейн

Два кольца, два конца

Очередная акция протеста дальнобойщиков, прошедшая в Петрозаводск 19 ноября, предсказуемо привела к разборкам водителей с Полиция. Водители большегрузов, недовольные новым российским «налогом» за проезд каждого километра дороги, выразили свое несогласие, выстроившись в колонну и неспешно (но очень внушительно и представительно) проехавшись по улицам карельской столицы. Одним из пунктов в назначенном маршруте стала Кукковка. Колонна из большегрузных автомобилей в сопровождении «сочувствующих легковушек» проследовала с Древлянки через Комсомольский проспект, где была остановлена сотрудниками ДПС. Полиция была вынуждена ограничить проезд, из-за чего остальным участникам дорожного движения предлагалось искать пути объезда. Пробка на Древлянку растянулась на всем протяжении Лесного проспекта, от Кукковского кольца до Древлянского.

На этом протестующие не остановились. На одном из пешеходных переходов они организовали непрерывное движение взад и вперед, тем самым лишив автотранспорт возможности двигаться. Прервать эту импровизированную акцию удалось только сотрудникам ДПС, и то далеко не сразу.

Интересно, что карельские силовики, похоже, решили засекретить количество нарушений правил дорожного движения со стороны водителей большегрузных автомобилей, которые те, возможно, допустили во время очередной акции протеста 19 ноября. В отделе пропаганды УГИБДД республики на соответствующий вопрос корреспондента «МК» в Карелия» поинтересовались, зачем эта информация нужна вообще, отметив, что не стоит лишний раз «сталкивать лбами» участников событий. В свою очередь, немногим более четкий и информативный ответ был получен в отделе пропаганды петрозаводской ГАИ.

– В России такой профессии, как дальнобойщик, не существует, поэтому мы соответствующую статистику не ведем, – подчеркнули специалисты отдела, уточнив, что на пешеходном переходе, где водители большегрузов устроили перекрывший движение флешмоб, пешеходы никаких административных правонарушений не совершили.

Впрочем, об одном административном протоколе, к которому привела забастовка, все же говорить можно. Ранее карельские СМИ сообщали о ДТП, в котором полицейский автомобиль якобы сбил пешехода на Комсомольском проспекте, после чего петрозаводское ГИБДД выступило с официальным уточнением по инциденту. По информации полицейских, патрульный автомобиль с включенными «мигалками» несколько минут стоял у дома №25 по Комсомольскому проспекту, а инспектор просил пешеходов покинуть проезжую часть.

– В момент начала движения патрульного автомобиля, один из пешеходов бросился наперерез автомобилю слева и упал прямо перед бампером автомобиля, – уточняли в ГИБДД. – Встав, он сказал, что его сбил патрульный автомобиль.

На место приехали «скорая» и полицейское руководство, а на пешехода составили административный материал за нарушение ПДД. Помимо прочего, возбуждено административное расследование, ведется проверка.

Частный монетоприемник

Напомним, карельские дальнобойщики уже выходили на акцию протеста 11 ноября этого года в преддверии появления по всей Россия системы «Платон»: водители выступили против, по их мнению, очередного «побора», который устанавливал 3,5 рубля платы для проезда машин весом более 12 тонн за каждый километр дороги. Позже чиновники были вынуждены смягчить условия и снизили ставку до 1,5 рублей.

Так что же представляет собой этот самый «Платон»? Как объясняется на его официальном сайте, это система, которая «...обеспечивает сбор, обработку, хранение и передачу в автоматическом режиме данных о движении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн». В фуре устанавливается специальное бортовое устройство, которое через спутник передает все данные о движении автомобиля. В зависимости от километража высчитывают плату, которую должен внести владелец за урон, причиняемый его тяжелой машиной федеральным трассам.

Интересно то, что, хотя идея оплаты принадлежит российскому Правительство РФ и оформлена соответствующим постановлением, система ее взимания отдана в частные руки. Контролирует сбор денег компания «РТ-Инвест Транспортные Системы». Одним из ее совладельцев (а по другим данным – единственным настоящим владельцем) является Игорь Ротенберг, сын близкого Путину олигарха Аркадия Ротенберга. За неустанный труд по сбору денег фирма будет получать от государства свыше 10 миллиардов рублей в год.

Дорогая дорога

Для того, чтобы понять, каким ударом окажется для дальнобойщика введение нового побора, подсчитаем его расходы/доходы. Речь идет о частных предпринимателях – водителях, управляющих собственной фурой, получающих прибыль и, соответственно, несущих определенные траты.

Наш консультант – водитель из Костомукши, назовем его Александром. Последнее время он возит грузы в Москва. Занимает такой вояж четыре-пять дней: около полутора суток туда, столько же обратно, день на разгрузку. Приехал, пару дней отдохнул – и снова в рейс. Таких вояжей в месяц – четыре, максимум пять.

Считаем по минимуму. Три тысячи километров до столицы и обратно – это около 800 литров солярки по 35 рублей за литр, за месяц набегает более чем на 110 тысяч рублей. Через каждые 200 тысяч километров, то есть раз в два года, нужно менять резину – 12 колес по 20 тысяч рублей (в среднем) каждое. Несложно подсчитать, что в месяц это примерно 10 тысяч. Минимум раз в год техосмотр за 45 тысяч рублей – еще 3700 «деревянных» в месяц, немногим меньше дорожный налог и страховка. Таким образом, прямых затрат на производство у владельца фуры уходит минимум 130 тысяч рублей в месяц – и это не считая расходов на запчасти, автомобильные жидкости, инструменты…

Теперь вопрос: как должен работать дальнобойщик, чтобы оправдать эти расходы, что-то заработать на жизнь, да еще и отложить, потому что машина стареет и рано или поздно ее нужно менять? А теперь еще к этому добавились и платежи «Платону». У Александра они составляют 3600 рублей за рейс – это после снижения аппетитов Минтранса, когда сумма упала с 3,7 рублей за километр до полутора рублей. Но это «счастье» продлится лишь до марта, затем цифра вновь подскочит до 3 с лишним рублей.

Но и это еще не все. Ни для кого из профессионалов не секрет, что система «Платон» пока изрядно «глючит», а самих приборов на всех не хватает. В минувший понедельник на съезде «Опоры России» глава российского Центробанка Герман Греф открыто назвал процесс введения системы недопустимым. «Совершенно очевидны ошибки в проектном управлении», – цитирует Грефа Интерфакс.

При этом с будущего марта нарушителей правительственного постановления ждут весьма серьезные штрафные санкции: 5000 рублей с водителя, 40000 – с должностного лица, а фирма-перевозчик будет оштрафована на  450000 рублей. 

По мнению Александра, чтобы в таких условиях вести бизнес, нужно либо увеличить количество рейсов, пренебрегая техникой безопасности и ПДД, либо возить оружие и наркотики. Впрочем, перевозчики уже приняли решение, как компенсировать дополнительные расходы: они просто вобьют их в цену своей услуги. А заказчик, естественно, переложит все на плечи покупателя – наши с вами плечи.

Политический момент

Пока скандал с дальнобойщиками большинством населения рассматривается как сугубо экономический: в верхах опять не поделили народные деньги. Разве только одиозный депутат Евгений Федоров, прославившийся рядом, скажем так, неоднозначных заявлений, уже обвинил в организации протестов правительство США. Впрочем, тот же Федоров считает, что песни Виктору Цою также писали в Голливуде, так что считать его заслуживающим доверия источником вряд ли приходится. Хотя даже Федоров отметил, что принятие нового налога – а побор с дальнобойщиков по сути таковым и является – идет вразрез с декабрьским Посланием президента Федеральному Собранию, в котором Владимир Путин предложил не менять в стране налоговые условия ближайшие 4 года.

Но если посмотреть на ситуацию шире и вспомнить историю, то проблема встает куда острее. Пока Минтранс вроде как пошел на уступки водителям «большегрузов». Но дальнобойщики уже назвали это профанацией и «истерикой», а главное – высказали намерение продолжить протесты. И вот уже водители большегрузов из Закавказья готовят марш на Москву: по сведениям «Новой газеты», его старт запланирован на 30 ноября.

Вам это ничего не напоминает? А мне даже очень: шахтерские выступления начала 90-х, которые в итоге привели к распаду СССР. Но есть и разница. Во-первых, дальнобойщиков больше, и они мобильнее – просто в силу профессии. А во-вторых, если шахтеры стучали касками по асфальту, то водители обычно в стрессовой ситуации берутся за монтировки. И по каким поверхностям начнут стучать они, я боюсь даже предположить.

Когда верстался номер

Дальнобойщик Александр, выступивший консультантом автора при написании этого материала, в минувший понедельник связался с редакцией и рассказал о новой напасти, постигшей его коллег. Похоже, на трассы вновь возвращаются лихие 90-е. Буквально на днях в Подмосковье к Александру и его товарищам подходили неизвестные люди и сообщали, что этот участок дороги – «платный». За беспрепятственный проезд вымогатели требовали немалые суммы: 5 тысяч рублей с груженой машины и 3 тысячи – с пустой. Взамен денег водителю выдается «визитка» – бумажка, на которой написана уплаченная сумма и данные «кассира», – которая должна оградить дальнобойщика от повторного «наезда». Частные перевозчики, являющиеся собственниками своих фур, вынуждены идти на эти условия. Как сообщает наш источник, с подобными фактами он сталкивался в районах Лобни, Ногинска, под Подольском. Причем, по его словам, этим подзабытым видом криминального бизнеса занимаются уже несколько разрозненных группировок. Сам карельский водитель от уплаты отказался, но, по его словам, в следующий раз это может не пройти безнаказанно.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру