Как в Петрозаводске заканчивалась эра кинотеатров. Часть третья

Между наивысшим рассветом и полным упадком кинопоказа в карельской столице прошло всего 30 лет

Сейчас, проглядывая Интернет, удивляюсь, как мало есть информации об эпохе расцвета кино – именно личных впечатлений. А ведь кинематограф был в 60-е годы неотъемлемой частью жизни каждого советского человека. В том числе и меня, которому в середине «золотого» десятилетия кино исполнилось 12 лет.

Между наивысшим рассветом и полным упадком кинопоказа в карельской столице прошло всего 30 лет
Конец первого в Петрозаводске широкоформатного кинотетра "Сампо" Фото: vip.karelia.pro

Фантомас против трех мушкетеров

Кинотеатр «Победа» я помню сызмальства - жил рядышком, и с родителями ходил на каждую премьеру. Запрета «Дети до 16 лет» тогда не существовало, потому что все фильмы были нравственно девственными.

Здание кинотеатра очаровывало с первого взгляда. Зал на первом этаже уже использовался не в качестве концертного, а как мини-кинотеатр, В нем был установлен небольшой экран, на который изображение проецировалось с обратной стороны, поэтому не требовалось полное затемнение. Здесь перед сеансом показывали короткометражки или мультики. Организовывались специальные семейные программы: взрослые смотрели свой фильм в большом зале, а внизу дети «торчали» от мультфильмов. Перед Новым годом в зале устанавливали настоящую большую елку, горку с линолеумным покрытием, и детвора весело проводила время с Дедом Морозом, пока родители смотрели фильм «Тишина» по роману К. Симонова.

На галерее второго этажа находился буфет с мраморными столиками, мимо которого мы, пацаны, не могли пройти: пломбир в металлических чашечках за 20 копеек, стакан лимонада «Крем-Сода» за 7… Было ли в буфете спиртное, я по малолетству не помню.

А потом мы шли в большой зал, с замиранием смотрели, как медленно гаснет огромная стеклянная люстра и раздвигается занавес, скрывающий экран. Перед началом фильма всегда шел 20-минутный киножурнал. Если это были «Новости дня», то нам показывали достижения советской страны. Если «Иностранную кинохронику» - то о том, как тяжело живется труженикам стран капитала. В общем то, что мы видим и сегодня. Правда, про заграничную жизнь люди смотрели с куда большим интересом, особенно женщины: во что одеты эти бесправные иностранки?

Во время просмотра в зале царила тишина, шуршание конфетной обертки считалось дурным тоном: соседи сразу же оборачивались в сторону нарушителя покоя. Может быть, поэтому я не люблю нынешнее кино вкупе с попкорном.

Какие картины первой половины 60-х запомнились мне больше всего? Конечно, «Гусарская баллада», «Человек-амфибия»… Потом мы, пацаны, пытались плавать в Лососинке «как Ихтиандр». А в 1964 году на экраны вышли французские «Три мушкетера», и все мальчишки сразу стали Д'Артаньянами, Атосами и Портосами: сражения на деревянных шпагах шли в каждом дворе. Даже у малышей на новогодних утренниках исчезли костюмы Котов в сапогах - их заменили мушкетерские плащи. Но в 1967-м в Страну Советов нагрянул Фантомас…

Между прочим, "Фантомас" 60-х - всего лишь пародия на старый немой французский фильм

Реакцию наших тинэйджеров на его появление можно было сравнить только с битломанией на Западе. Этот киносериал с мужественным Жаном Марэ и смешным до колик Луи де Фюнесом в СССР посмотрело почти 50 миллионов человек, по тем временам – невиданный рекорд. Благородные мушкетеры были биты коварным монстром с синей рожей. Образ Фантомаса как-то странно проник в загадочные русские души. В стране начались массовые поджоги деревянных строений, и на уцелевших пепелищах красовались зловещие надписи «FANTOMAS». Петрозаводск не стал исключением – поджигали сарайки, заборы, даже дома. Наш двор Фантомас тоже посетил: сгорел дотла двухэтажный сарай со всем нашим и соседским скарбом. Я даже догадываюсь, кто из соседских архаровцев это сделал: Серый, Серега, признайся, наконец!

Кина не будет…

Наступили 90-е, а затем и «нулевые» годы. Киносеть, не выдержав с одной стороны непомерных налогов, с другой - наступления видео, стала рушиться. Все кинотеатры перешли в частные руки, как выяснилось - чтобы умереть. Закрылись «Искра», «Строитель», все ведомственные ДК. И если эти «коробки» еще как-то используются, то первый послевоенный кинотеатр «Сампо» был просто снесен вопреки протестам общественности.

Кинотеатр «Победа», несмотря на благостный внешний вид, скорее мертв, чем жив. Его нынешний владелец отремонтировал здание, но, похоже, не знает, что с ним делать. Не так давно прошла информация, что здание в очередной раз выставлено на торги. Пока же в нашей «Победе» торгует русской курятиной бравый американский полковник Сандерс.

          Бесславный конец, по-моему...

И здесь в кинематографической теме возникает патриотический вопрос: как спасти то, что осталось? В Петрозаводске сохранилось всего лишь два связанных с кино здания, представляющих несомненно историко-культурную ценность. Это кинотеатр «Победа» и, как ни странно, бывший Архирейский дом Олонецкой епархии, больше известный как Дом офицеров с прекрасным кинозалом. Если «Победу» можно считать законсервированной до лучших времен, то Архирейский дом, построенный в 1912 году, находится просто в ужасающем состоянии.

Призывы творческой интеллигенции о спасении этого единственного уцелевшего монументального здания дореволюционной эпохи тонет в бюрократических отписках. В 2012 году из него обещали сделать некий Дом дружбы народов, в прошедшем - отреставрировать и сдать под офисы. Но зал Архирейского дома, имеющий хорошую акустику, мог стать бы центром церковной и светской музыки, и даже просмотра самого массового искусства – кино.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Совсем другое кино

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру