Что поможет Карелии получать больше инвестиций

С финансовыми вливаниями извне в республике не очень

По итогам 2015 года общий объем вложений в основной капитал упал в стране на 8 процентов. У нас в регионе падение составило чуть более 9 процентов.

С финансовыми вливаниями извне в республике не очень

«Все плохо!..»

Инвестиционный стандарт республики принимали долго и трудно. Каждый из 15 пунктов внедряли мучительно. Некоторые, скажем прямо, принимали  не на уровне «работает – не работает», а на уровне «есть – нет». Потом эксперты  долго, со спорами и взаимными уговорами эти пункты засчитывали – как строгие экзаменаторы, тянущие троечника на «зачет». 

Однако часто на заседаниях группы, в которую входят представители бизнеса, задавались вопросом: как можно засчитывать то, что существует лишь формально, но работает так, что почти не заметно? Так было, например, с советом по улучшению инвестклимата, который в Карелии должен был собраться четыре раза в прошлом году, а собрался только один.

Поэтому прогнозировать, какое место мы займем с такими наработками в Национальном рейтинге инвестиционной привлекательности регионов, наверное, и не стоит – чтобы не расстраиваться. К слову, в этом году пока известны только названия регионов, вошедших в список 20 лучших. Стоит заранее покраснеть от стыда и обещать исправиться. Потому что у нас нет даже дорожной карты внедрения практик рейтинга.

Однако это, возможно, не совсем так. То есть загадывать, действительно, не стоит, но причина в другом.

Практики на блюдечке

По словам Евгения Жирнеля, заместителя председателя КарНЦ РАН (и по совместительству – руководителя экспертной группы, которая «мониторит» внедрение Стандарта в Карелии), карельские эксперты вовсе не так лояльны, как может показаться. Их задача – просто отследить, внедрены ли обязательные пункты. Заметим, что 15 пунктов – это 15 лучших практик, отобранных Агентством стратегических инициатив во всех регионах страны.

– Стандарт – это необходимый минимум, – объяснил экономист. – Конечно, нам хочется, чтобы было сделано больше. Но мы только констатируем факт: внедрен и работает ли тот или иной пункт. То, что мы движемся очень медленно – это точно. Но, тем не менее, стандарт внедрен, и он заработал. Появилось много новых инструментов для работы с инвесторами. Сейчас должна идти работа по улучшению – и вестись она может буквально по каждому пункту.

На самом деле, несмотря на то, что члены совета по улучшению инвестиционного климата видят друг друга так редко – не показатель, что работа с инвесторами не ведется. По замечанию Евгения Викторовича, активно работает группа по привлечению инвестиций Минэкономразвития РК, рассматривающая уже конкретные проекты (что, действительно, важнее протокольных встреч в верхах). Не меньше стараются и члены межведомственной комиссии по размещению и развитию производственных сил. Работа этих объединений в Стандарте, кстати, никак не прописана.

Актуален вопрос – нужно ли республике столько всевозможных формирований, выполняющих работу инвестиционного совета?

Сейчас, когда эксперты разобрались с каждым пунктом пресловутого Стандарта, они взялись за другую часть работы: в правительство республики направлен детальный и обширный список рекомендаций по каждой из 15 практик. Причем, зная, с каким трудом запускается и разгоняется наша бюрократическая машина, можно предположить, что выполнить эти рекомендации будет очень непросто.

По словам нашего собеседника, последним в Нацрейтинге регион может стать не только потому, что в нем ухудшилась ситуация. Но еще и потому, что другие субъекты вырвались вперед. 

А обогнать Карелию, черепашья поступь которой в работе с инвесторами может сослужить нам дурную службу, будет несложно. Ведь экономических велосипедов изобретать ответственным за внедрение не пришлось: все практики были предложены буквально на блюдечке.

Цигель-цигель, ай-лю-лю!

Сейчас экономика меняется очень быстро. И в лидеры в области инвестклимата выбьются те регионы, которые умеют так же быстро меняться. 

– Долго раскачиваться у Карелии возможности нет, – отметил зампредседателя КарНЦ РАН. – Нужно действовать быстро, но продуманно. Сделать это можно будет только тогда, когда управленческая команда будет работать быстро. По большей части, работая, наши чиновники не нарушают своих временных норм. Однако все эти правила и регламенты не соответствуют современной жизни. А споткнувшись на чем-то, на тех же сроках выдачи документов и разрешений, инвестор может уйти в другой регион. Потому что время – деньги.

Действительно, бизнесмены часто жалуются на то, что получение документов, разрешающих строительство, получение земли, присоединение к сетям, занимает уж слишком много времени.

Но если местные предприниматели волей-неволей принимают правила игры, что помешает пришлым инвесторам уйти в другую республику и к другим чиновникам, готовым поспешить?

По мнению Евгения Жирнеля, сейчас нужно, не обращая внимания на место в Нацрейтинге 2015-2016 годов, уже начинать работать над позициями в рейтинге 2017 года. Время для этого пока еще есть. Другой вопрос – хватит ли его, чтобы разогнать бюрократическую машину?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27 от 29 июня 2016

Заголовок в газете: Ваш номер – не 16-й

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру