Как в Карелии появился общественный транспорт, часть вторая - автобусы

Мы продолжаем рассказ об истории общественного транспорта Петрозаводска

55 лет прошло с тех пор, как в карельской столице начали колесить первые троллейбусы. Но автобусы появились все-таки гораздо раньше.

Мы продолжаем рассказ об истории общественного транспорта Петрозаводска
Проспект Карлма Маркса, 1930-е годы

До Соломенного – только зимой

Только в 1927 году в Петрозаводске открылось регулярное движение общественного транспорта. На линию вышли четыре новеньких американских автобуса «Додж». Что же представляли собой эти машины? Снова углубимся в историю.

В 1925 году в СССР прошел знаменитый автопробег (если верить Ильфу и Петрову, в нем лидировала легендарная «Антилопа Гну»). По итогам пробега в США были закуплены автомашины различных моделей, в том числе и «Dodge Brothers Truck». В Россию они поступали разной модификации – грузовые и автобусы.

Судя по сохранившимся описаниям, прибывшие в Петрозаводск «Доджи» были именно дешевым грузовым вариантом. Газета «Красная Карелия» так описала их внешний вид: «…с обтянутыми черной клеенкой кузовами, внутри которых были установлены по две скамейки». Зато «американцы» могли развивать скорость до 60 км/час, хотя городские власти сочли, что и 30 будет достаточно.

Первый маршрут «Доджей» был такой: вокзал – шоссе 1 Мая – ул. Анохина – ул. Ленина – ул. Энгельса – пл. Ленина – пр. Карла Маркса – пл. Республики (бывшая Свободы – прежнее название, видимо, стало не актуальным). Почему не прямо по Первомайскому шоссе до улицы Ленина? Да потому что мост через Неглинку в те времена вел только в сторону улицы Анохина. Там же, в пойме реки, где сейчас разбит парк, была построена деревянная автобусная станция, просуществовавшая до середины 60-х годов.

А какой фурор произвели эти «Доджи»! Газета даже с некоторой укоризной писала: «Дети и старики ездят любопытства ради, остановки делаются при необходимости простым поднятием руки пешехода или по желанию пассажира сойти у такого-то угла. Весьма минимальная плата за проезд – 50 коп. – доступна широким трудящимся массам. Поэтому едут по делу, едут и без дела. Садятся только для того, чтобы прокатиться. Многие старики попадают в машину впервые за жизнь».

К 1934 году в городе уже было четыре маршрута, связывающих практически все его районы. Любопытная деталь: в 1929 году автобус был пущен и до Соломенного, но ходил он только зимой. Дело в том, что летом от пристани до поселка исправно бегали пароходики-трамвайчики, а когда губа замерзала, автобусы начинали ездить прямиком по льду. И только в 1932 году, с обустройством Соломенского шоссе, маршрут стал действовать круглогодично.

Интересно читать название автобусных остановок тех лет: «Гостиный двор» (располагался между улицами Кирова и Куйбышева по пр. К. Маркса), «Комвуз» (Коммунистический вуз, открытый в 1930 году), «Набережная Нуортьева» (названная в честь «красного» финна Сантери Нуортьева, теперь – Онежская набережная), «Американский городок» – несколько домов на проспекте А. Невского, где жили финны, приехавшие из США строить социализм). По этим названиям остановок историю города можно изучать!

А как же самый первый маршрут 1915 года в Сулажгору? Как ни странно, если верить архивным документам, его запустили только в 1935 году, да и то не каждый автобус добирался туда.

Я поеду на «гармошке»…

В 30-х годах страна начала выпуск собственных автобусов «ЗиС-8» (Завод имени Сталина), созданных на базе легендарной «полуторки» – грузовика «ЗиС-5». Эти неуклюжие подобия английских «Лейландов» возили и петрозаводчан. Салон автобуса не имел обогрева, зимой в нем было холодно, лобовые стекла замерзали, но водители нашли выход: протирали их раствором соли.

Но вот дошедшее до нас сообщение газеты: «С 13 июня 1937 г. на линии «Вокзал – Гостиный двор» начал курсировать новый автобус с обтекаемым кузовом, выпущенный Московским автозаводом им. Сталина». Это еще один любопытный момент в истории городских перевозок. Дело в том, что наш автопром действительно сотворил автобус с обтекаемым кузовом «ЗиС-16», но он сошел с конвейера только 1 мая 1938 года. Так что же увидели петрозаводчане на своих улицах годом раньше?

 Оказывается, что в середине 30-х годов на ленинградском заводе АТУЛ уже разрабатывали «автобус будущего». У него были каплевидные передние крылья, скошенное лобовое стекло, «вылизанная» облицовка радиатора. Все это новаторство делало машину необычной – глаз не оторвать. Этот автобус выпускался экспериментально и потом был передан на ЗиС. Так что вполне вероятно, что одна из этих машин была направлена на испытания в Петрозаводск.

А затем пришли 50–60-е годы. Послевоенные автобусы «ЗиС» заменили новые модели. Самым массовым в СССР в то время автобусом был «ЗиЛ-155» (завод сменил имя Сталина на Лихачева – первого директора предприятия). Петрозаводчане постарше помнят эту надежную машину-трудягу, ставшую не на одно десятилетие основным транспортом города.

Начиная с 1968 года «ЗиЛы» стали вытеснять автобусы Ликинского завода – «ЛиАЗы-677». Следует отметить, что эти машины были созданы вовремя: пассажиропоток в стране рос неимоверно. Поэтому в «ЛиАЗах» было всего 25 сидячих мест, но по паспорту вмещали они 110 человек. Хотя в час пик в них через три двери (тоже новшество) набивалось и по две сотни пассажиров. Этот автобус имел один крупный недостаток: несовершенную автоматическую трансмиссию. При хроническом перегрузе он на малейший пригорок взбирался, исторгая клубы сизого дыма, так же героически, как полз альпинист на пик Коммунизма. И все-таки «ЛиАЗы» выполнили свою миссию.

И, пожалуй, последнее самое яркое событие в жизни петрозаводских автобусов – появление в 80-х годах венгерских «Икарусов». Мощные, с современным дизайном, эти горчичного цвета машины очаровали горожан. А «Икарус-280» стал вообще достопримечательностью города, и люди даже специально дожидались его на остановках, чтобы прокатиться на «гармошке» с четырьмя дверьми.

Этот прозвище автобусу дали из-за его конструкции: двух салонов, место сочленения которых закрывалось снаружи гибким гофрированным кожухом. Дети, да и взрослые, вместо сидений, старались постоять в этой крутящейся при поворотах части автобуса. Работали «гармошки» в основном на самом напряженном маршруте №4 «Телецентр – Соломенное». Сейчас об этом мало кто помнит, но для этой длиннющей «кишки» за счет тротуара был увеличен радиус правого поворота с улицы Кирова на проспект Ленина. 

А в 1961 году в Петрозаводске появился электрический транспорт.

Окончание следует

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №37 от 7 сентября 2016

Заголовок в газете: Первые петрозаводские маршруты

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру