- Андрей Владимирович, хочется услышать от официального представителя «Кондопоги», что происходит внутри предприятия?
- Несмотря на то, что в прессе достаточно сказано о банкротстве комбината, мало кто из граждан объективно представляет этот процесс. В действительности процедура банкротства далеко не всегда означает ликвидацию предприятия, чаще всего это финансовое оздоровление организации, попытка вывести его из кризиса. Как правило, это длительный и сложный процесс, который состоит из нескольких этапов. На сегодняшний день комбинат находится на финальном этапе – в процедуре конкурсного производства. Иными словами, за этот период должны быть удовлетворены требования всех кредиторов за счет продажи имущества предприятия. Учитывая социально-экономическую значимость комбината для республики и города, предприятие будет продано одним лотом. Предположительно, торги состоятся в середине 2017 года.
Отмечу, что официального списка претендентов на участие в торгах пока нет. Поэтому все заявления в прессе о намерениях приобрести предприятия пока остаются только заявлениями. Конечно, существует довольно внушительный реестр кредиторов. Одним из крупных владельцев долгов предприятия является компания «Карелия Палп», она консолидировала около 50 процентов долгов комбината. Но есть и другие крупные кредиторы, которые могут участвовать в торгах. Об этом не стоит забывать.
- Выкупить на торгах предприятия – это одно, а содержать такого гиганта – совершенно иной порядок цифр. Какая наиболее затратная статья расходов в содержании комбината?
- Пока не решены ключевые вопросы — предприятие тратит значительные средства на социальные объекты и обязательства, содержит непрофильные активы, кроме того, не решены вопросы тарифов по передаче электроэнергии.
Также большие вложения требует обслуживание бумагоделательных машин. Все машины иностранного производства и для их обслуживания требуются оригинальные запчасти. Постоянный ремонт и обслуживание машин забирает значительный объем из бюджета предприятия.
Но первая статья расходов – это энергетика. Комбинат построен почти 90 лет назад, тогда же проектировалась его инфраструктура. В те годы вопрос энергоэффективности не был главным. С тех пор не проводилось существенной модернизации по сокращению энергозатрат. Напомню, что комбинат снабжает энергией не только свое производство, но и город.
Про город важно помнить. Некоторые кредиторы, пытаясь вернуть свои вложения, предлагают остановить буммашины, чтобы те не изнашивались, с целью их дальнейшей продажи. Но что означает остановка одной машины? Это сокращение рабочих мест, сокращение прибыли комбината, это прекращение работы ЖКХ целого города. Фактически, остановка машины «ударит» по моногороду.
- Сейчас многие аналитик говорят о том, что разумнее перепрофилировать комбинат, что рынок бумаги скоро исчезнет. Удастся ли перепрофилировать предприятие?
- Нет ничего невозможного. Буммашины можно перепрофилировать под производство упаковки, но надо понимать, что это колоссальные деньги. Ведь инвестиции в этот проект будут примерно сопоставимы с инвестициями в строительство, пусть не такого гиганта как «Кондопога», но нового современного предприятия.
Необходимо изучить рынок и понять, в каком направлении разумнее переориентировать предприятие. Конечно, рынок газетной бумаги исчерпаем, но никто точно не знает, сколько он еще просуществует – 5 или 15 лет. Совершенно точно, уже сегодня нужно искать альтернативные решения.
- Дистрибьюторы газетной бумаги все же дают оптимистичные прогнозы развития отрасли, хотя уже давно все говорят о стремительном сокращении рынка печатной продукции.
- Ситуация неоднозначная. Кризис на бумажном рынке существует. Причины просты — это укрепление электронных медиа, и уменьшение тиражей газет. В мире темпы падения тиражей достигают 30 процентов в год, в России этот процесс идет медленнее — порядка 4-5 процентов в год, но сокращение все равно заметно. С одной стороны, рынок действительно сместился в сторону Азии и Ближнего Востока, там наблюдается всплеск производства газет, особенно это заметно на фоне цифрового бума в Европе и США. Но с другой стороны, конкуренция на этих рынках невероятно высокая – крупные производители газетной бумаги, потеряв рынки Европы, направили свои взгляды на Восток. Чтобы удержаться, нужно предложить что-то особенное этому рынку. Кроме того, только за 2015 год экспортные цены на газетную бумагу в страны дальнего зарубежья упали почти на 16 процентов.
Мнение экспертов
За комментариями мы обратились к экспертам, чтобы выяснить, как в действительности обстоит дело с рынком газетной бумаги - будет развиваться, или рынок конечен? И возможно ли перепрофилировать предприятие?
Юрий Лахтиков, вице-президент РАО «Бумпром»:
- Тенденции говорят о том, что рынок газетной бумаги сместился в сторону Индии и Африки. Причем, для экспортеров наибольшие шансы развития в Индии, поскольку Африка давно занята китайскими производителями. За Индийский рынок Россия конкурирует со все большим количеством европейских и мировых производителей газетной бумаги. Желающих делить пирог слишком много. Перспектива развития газетной бумаги зыбка.
Видимо, лучше подумать о диверсификации производства. Но и это непростой вопрос. Специфика газетных машин в том, что у них заданы конструктивно определенные допуски. Требуется глубокая перенастройка технологической цепочки. Если это сделать, то бумага из Кондопоги будет конкурентоспособной на рынке других видов бумаги. Во-первых, имеется в виду техническая бумага, бумага для облицовки строительных панелей, есть спрос на специальные виды термобумаги, бумагу диаграммную для самопишущих устройств. Кроме того, пользуются спросом декоративные виды бумаги - для производства мебели, обоев. Этот сегмент в России активно развивается. Если мы разовьем у себя это производство, почему бы и не делать».
Игорь Левин, компания «Paper Trading Group SA» (Швейцария):
- Несмотря на заявление аналитиков, рынок газетной бумаги жив. В Европе будет продолжаться снижение потребления газетной бумаги, но место для продукта из свежего волокна останется еще надолго. Ситуация с развитием рынков Азии и Ближнего Востока для российских производителей может поменяться. Китайские производители активно развиваются и имеют производственные мощности как внутри своей страны, так и в странах – импортерах. Давление Китая российские производители ощутят уже 2017году.
Сократив зависимость от индийского рынка и уйти от конкуренции Китая можно. Для этого необходимо сосредоточиться на рынке Европы. В Европе можно найти и удержать постоянных потребителей, реализуя 200 -250 000 тонн продукции. В таком режиме можно удержаться еще около 3-7 лет. Большой рынок рекламы в Европе будет существовать долго, он требует дешевых сортов бумаги для скоростной печати. Если смотреть шире, то продавать около 500 000 тонн газетной бумаги на экспорт можно будет еще довольно долго.
На мой взгляд, вложения в производство дополнительных объемов газетной бумаги не имеет смысла, необходимо улучшать качество и увеличивать сорта бумаги. Если думать о перепрофилировании предприятия, то необходимо думать о продукции для внутреннего рынка – скорее всего, это производство упаковки.
Что касается заявления «Карелии Палп» о возможном перепрофилировании комбината для производства бумаги для гофрирования. Производство картонов и бумаги для гофрирования на экспорт из целлюлозы – требует серьезного изучения и больших капиталовложений.
...Остается только добавить, что все не так однозначно и перспективно. Не стоит забывать, что комбинат все же проходит процедуру банкротства и имеет многомиллиардные долги, не говоря уже о сложной ситуации с экспортными рынками – почти 80% бумаги отправляется за рубеж. Любая компания, желающая выкупить комбинат, должна обладать не только серьезным финансовым ресурсом, но и достаточным опытом и управленческой командой, способной вывести предприятие из кризиса.