Какие деревья сажали в Петрозаводске на разных этапах его истории. Часть первая

Озеленение карельской столицы всегда было планомерным, но не всегда верным

Пошло все, конечно же, с Петра – отца-основателя города. И хотя император, заложивший своим указом в 1703 году литейный заводик в устье Лососинки, изволил посетить слободу только в 1719 году, к его приезду был возведен «деревянный дворец с открытым балконом, перед ним вырыт рыбный пруд и разбит сад, в котором росли березы, рябины и смородины».

Озеленение карельской столицы всегда было планомерным, но не всегда верным
Левашовский бульвар в Петрозаводске в начале ХХ века. Фото из фондов Национального музея РК,

С чего все начиналось

Сад являл собой ландшафтный, «по англицкому» образцу проект. Таким образом, это место – в верхней части нынешнего Парка культуры напротив гостиницы «Карелия» - можно смело назвать первым объектом планового озеленения Петрозаводска.

В конце XVIII века присутственные места города переместили на Круглую площадь, где возле соснового бора появился Губернаторский сад. В нем тоже чувствовалась рука дизайнера: спланированные аллеи и дорожки, экзотические для наших мест растения… Две лиственницы растут в нем и поныне, и объявлены памятниками природы. Архитектор сохранил часть соснового бора. Старшее поколение помнит эти деревья, простоявшие до реконструкции Парка пионеров – на них весной гнездились сотни грачей.

Венчает эту эпоху озеленения Петрозаводска Левашевский бульвар, названый именем его основателя – губернатора Олонецкой губернии Владимира Левашова. Бульвар был заложен в 1898 году и, согласно справочникам, на нем произрастало 33 вида деревьев и кустарников.

Тополь: спаситель и убийца

В довоенное время наш город нельзя было назвать городом-садом. Современные проспекты Ленина, Невского, Первомайский выглядели уныло не только из-за множества бараков, но и отсутствия деревьев. А онегзаводская Ямка вообще была свалкой. 

Настоящий бум озеленения Петрозаводска начался после войны. Массовые субботники  буквально изменили город, который стал считаться одним из самых зеленых на Северо-Западе. Высаживали в то время в основном тополя трех видов: бальзамический, душистый и лавролистный. Несмотря на невысокие декоративные качества, эти деревья отличались быстрым ростом, что было важно для возрождения разрушенного войной города. Сегодня же в Петрозаводске можно встретить около 15 видов и гибридов тополей.

 Не стоит думать, что в то время специалисты, занимавшиеся озеленением города, высаживали только тополя, - объясняет Александр Крышень, директор Института леса Карельского научного центра РАН. - В 60-70-е годы для озеленения не использовали крупномерные саженцы - такая технология была недоступна. Поэтому выходом стало сочетание быстрорастущих тополей и относительно медленно развивающихся «основных» пород - береза, лиственница, клен и другие. Идея проста: тополя быстро создадут зеленую массу, но потом их уберут до того момента, когда появится пух. Но этого не произошло. Тополя «задавили» своим ростом посаженные с ними деревья. Это хорошо видно в пойме Лососинки и в сквере возле площади Кирова, где недавно убрали тополя, и взору горожан открылись чудом выжившие под ними лиственницы и березы.

Кстати, распространенное мнение о том, что тополь самый активный борец с вредными газами и пылью ошибочно: вяз из расчета на единицу площади справляется с этим в пять раз эффективнее, сирени - в три раза.

А тополя, тем временем, буквально заполонили город. Власти стали задумываться, что с ними делать. Деревья начали формовать. В 70-х годах кронам придавали шарообразную форму, и выглядели они опрятно и красиво летом, но зимой - уродливо. Но потом эта работа прекратилась, и эти великаны не только стали наполнять улицы и дворы горючим, как порох, пухом, но и начали падать. В 2005 году произошла трагедия: рухнувший тополь убил девушку-студентку.

Надо отдать должное администрации Петрозаводска, которая еще до трагедии объявила тополям войну, но позорно ее проиграла, не выдержав натиска защитников деревьев. Затем, после череды массовых падений тополей-переростков, было решено начать их тотальное уничтожение. Их метили краской, где-то даже сносили и продолжают сносить, но деревья с «черными метками» и сейчас еще можно увидеть во многих дворах. Апофеозом стало бредовое предложение опиливать тополя до середины ствола, а потом, мол, живучие растения дадут новые побеги. Такое возможно с молодыми растениями, но уж никак не с теми, которые достигли предельного возраста. В результате гигантские уродливые «кочерыжки» появились по всему городу и явно его не украшают.

Рубить или не рубить?

История Петрозаводска знает немало случаев, когда жители вставали на защиту деревьев. Первая такая акция произошла в 80-х годах, когда началась реконструкция Онежской набережной. Стоящие на ней тополя были выкорчеваны, что вызвало возмущение «всей прогрессивной общественности». Как журналист, я помню эти события и сейчас понимаю, что власть, решившись на этот радикальный шаг, не сумела объяснить «древозащитникам» суть преобразований. А это был смелый эксперимент: такой масштабной высадки одного типа деревьев – берез - не проводилось с послевоенных лет. Кстати, эта порода была выбрана после консультаций с учеными Института леса КарНЦ. Учитывая, что биологический возраст березы 120 - 140 лет, то они будут радовать нас еще столетие.

Вторым эпохальным протестом против сноса городских деревьев стала аллея на улице Анохина. Так уж случилось, что этой городской магистрали суждено было стать еще и звеном системы теплоснабжения города. В 2014 году было принято решение о замене теплотрассы, в ходе которой планировалось уничтожить деревья на находящемся здесь бульваре. И новь на защиту зеленых насаждений поднялась общественность.

Вера Тимофеева, научный сотрудник лаборатории ландшафтной экологии Института леса КарНЦ РАН:

- «Война», действительно, развернулась не на шутку. Энергетики грозили оставить без тепла тысячи людей, а жители окрестных домов были готовы лечь под ковш экскаватора. В конфликт вмешалась прокуратура, обратившись за экспертизой к ученым. Мы насчитали 25 видов деревьев и кустарников – всего 302 экземпляра. Среди них есть виды деревьев, естественные популяции которых на территории республики охраняются законом и занесены в Красную книгу Карелии. Это - вяз шершавый и лиственница архангельская. А произрастающие здесь же ясени особым распоряжением правительства РК с 1996 года подлежат государственной охране в качестве памятников природы местного значения. Комплексная оценка состояния деревьев и кустарников показала, что практически все они здоровы, и, кроме эстетической функции, при надлежащем уходе, еще долгие годы будут играть ключевую роль в оздоровлении экологической обстановки центра города. В результате около сотни редких и красивых деревьев были сохранены.

Мы подробно рассказывали о том, как горожанам удалось отстоять аллею на ул.Анохина. Казалось бы, стоило ли поднимать шум – город вроде бы и так зеленый, да еще окружен лесами. Но даже вместе с прилегающими лесопарками в Петрозаводске имеется серьезный дефицит зеленых насаждений: они составляют всего 1,5 процента от площади города при норме 25-40 процентов.

Окончание следует.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Озеленение не терпит суеты

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру