Политшахматы: Как в Карелии шла к власти «партия власти». Часть вторая

В прошлом обзоре мы остановились на моменте, когда карельские политшахматы претерпели кардинальное изменение позиции: покинул игру Сергей Катанандов, сохранявший в течение 12 лет корону политшахматного короля республики, а известный оппозиционер «Единой России» Девлетхан Алиханов вступил в нее и стал сенатором от Карелии… Хотя нет, не совсем так. И данный эпизод стоит рассмотреть отдельно.

Политшахматы:  Как в Карелии шла к власти «партия власти». Часть вторая
Рисунок Алексея Меринова

Запутанная многоходовка

Рокировка от 11 июня 2009 года, в которой место мэра Петрозаводска Алиханов, с подачи Москвы, променял на свое сенаторство, не вызвала восторга в карельском отделении «Единой России». Да и в Москве нашлось немало ее противников. Судите сами: карельские парламентарии делегировали Девлетхана Медетхановича в Совфед 15 июня 2009 года, а Совет Федерации подтвердил назначение нового сенатора только 17 марта 2010 года. Политшахматные гроссмейстеры и обозреватели связывали такую медлительность Совфеда с тем, что возглавлял его в то время Сергей Миронов, по совместительству лидер «справедливороссов». А как его однопартийцы отнеслись к переходу Алиханова и его верных пешек в «ЕР», очень хорошо видно по выступлению на IV съезде «СР»  Николая Левичева, руководителя фракции в Госдуме. Он охарактеризовал карело-московскую рокировку как «политическую трусость и лакейский сервилизм». Для тех, кто не знает: сервилизм – это раболепство, прислужничество, рабская угодливость. В политшахматах такая оценка соответствует термину «игра в поддавки». Хотя дальнейшие события показали, что «поддаваться» Алиханов никому не собирался.

Почти сразу после окончательного утверждения Алиханова сенатором, а именно 30 июня 2010 года, политшахматный король Карелии и лидер местных «единороссов» Сергей Катанандов уходит в добровольную отставку. На следующий день его место занимает бывший член Совета Федерации от Карелии Андрей Нелидов. После этого уже сыгранная рокировка получает неожиданное продолжение: 22 сентября Катанандов становится сенатором вместо Алиханова, который 4 октября указом Нелидова назначается на должность заместителя главы республики.

В законченном виде и кратком изложении данная многоходовка выглядит так: Алиханов сменил Нелидова в Совфеде, Нелидов сменил Катанандова в Карелии, Катанандов сменил Алиханова в Совфеде, Алиханов стал замом Нелидова. И все это за каких-то полгода. Оценить ее с точки зрения политшахмат просто: «ЕР» хотела, как в старой русской пословице, «и рыбку съесть, и косточкой не подавиться». Увы, это было пока не под силу только-только набирающей мастерство партии власти.

Конфликт «младо-старо»

После перехода пешек «алихановского» призыва в карельскую «Единую Россию» она стала еще более неоднородной. Никуда не делись старые конфликты интересов и фигур, а тут еще и новые добавились. Но на первый план вышло все же противостояние «староединороссов» и «младоединороссов». А впереди маячили выборы в Петросовет, и ответственным за них стал новоиспеченный замгубернатора Девлетхан Алиханов.

С самого начала городского политшахматного турнира-2011 противостояние «младо-старо» набрало обороты. «Единая Россия» выдвинула 30 своих кандидатов, закрыв тем самым все округа. Часть из них поддерживал Алиханов, остальных – «старая гвардия» (Воронин, Лиминчук, Мазуровский, Белуга и т.д.). Иногда они даже воевали друг с другом. Некоторые политологи оценивали ситуацию так: «Алиханов расколол  петрозаводскую  организацию «Единой России» и борьба внутри нее шла временами даже более ожесточенно, чем  между  партийными  списками». Можно соглашаться с этим, можно спорить, но итог турнира для «ЕР» выглядел весьма неоднозначным: выдвиженцы Алиханова получили 8 мандатов, «стариков» - 6. Кто-то назвал это провалом «алихановцев», но он сам считал по-другому, заявив в одном из интервью: «В 2007 году, когда весь административный ресурс, все телевидение, газеты и т.д., были в руках у Катанандова и Мазуровского, и они активно и без ограничений продвигали партию власти, «Единая Россия» получила в Петросовете всего 4 депутатских мандата из 60». А про выборы-2011 - так: «Единая Россия» получила 14 мандатов из 30-ти, то есть более 46 процентов голосов… если добавить еще и сторонников, то наша команда составляет сейчас две трети депутатского корпуса, 20 человек». Однако говорил он это уже после того, как 21 марта, всего через неделю после выборов в Петросовет, ушел в отставку с поста вице-губернатора. Причем, многие политшахматисты связывали этот уход именно с неудачными выборами в Петросовет.

Решение задач

Если кто-то решил тогда, что Алиханов и его команда побеждены,  он сильно ошибся. И дело даже не в том, что в том же 2011 году он выдвинулся в депутаты карельского парламента от «ЕР», выиграл их и даже стал первым вице-спикером ЗС. И не в том, что он в том же году стал членом регионального политсовета «ЕР». Дело в том, что одна фигура, пусть даже тяжелая и контролирующая одно из центральных полей, не может долго оставаться в сильной позиции. Ее обязательно должны поддерживать пешки и фигуры полегче, которые, в общем-то, и создают выигрышную позицию. Для того, чтобы она таковой стала, следовало решить несколько политшахматных задач. Первая: оставить в силе ферзя Петросвета Олега Фокина. Вторая: поставить во главе петросоветовской фракции «ЕР» свою фигуру. Третья: возглавить петрозаводское отделение «Единой России». Решив три эти задачи, «младоединороссы» создали бы себе отличный плацдарм для атаки на региональные позиции «староединороссов».

Первая задача была успешно решена через две недели после окончания выборного турнира-2011. 30 марта на сессии Петросовета Олег Фокин был избран его председателем. За него проголосовали 17 гордепов, а за представителя «староединороссов» Дмитрия Макеева – 13. Как это удалось, если в Петросовете было всего 8 «алихановцев»? Ответ на этот вопрос дал сам Алиханов, в уже цитированном интервью: «Эти депутаты – «яблочники», «эсеры», коммунисты - сами пришли в нашу команду. Просто потому, что поняли: быть крикунами-политиканами, так называемыми оппозиционерами - это значит, по итогу, ничего не сделать для своих избирателей. Крику много – толку мало…».

Вторая задача была решена пятью днями раньше, когда была зарегистрирована фракция «ЕР» в Петросовете и избран ее председатель - Александр Анишин.

Развивая успех, «младоединороссы» пошли еще дальше. 9 июня  на сессии горсовета было принято решение о создании Координационного совета, который возглавил сам Девлетхан Алиханов. Официально было заявлено, что цель его – координировать работу всех ветвей  власти. Фактически же Коорсовет принимал решения по разным вопросам, горсовет голосовал за них на сессии, а мэрия потом исполняла волю то ли горсовета, то ли этого беспрецедентного органа. 

Третья задача была решена чуть позже, когда 13 июля в должности секретаря городского политсовета «Единой России» был  утвержден все тот же Олег Фокин. Задел на то, чтобы занять лидирующие позиции в региональной «ЕР» и на республиканской политшахматной доске, был сделан.

Но и этим дело не ограничилось. Уже в октябре в Петросовете распались фракции «Справедливой России» (вышли из партии депутаты Ларионов и Сандберг), и КПРФ (после выхода из нее депутата Каплина, исключенного из компартии). В Петросовете осталась только одна фракция – «Единой России», в которой насчитывалось 17 гордепов. Фактически можно говорить о том, что «молодые» окончательно победили «старых» и прочие политические силы на городской политшахматной доске.

Кроме того, «младоединороссы» принимали в ряды партии новых членов, пытаясь за счет этого увеличить свое присутствие в парторганизации, а затем реализовать его в удобной для себя форме. Комбинация не новая, в Карелии уже применявшаяся. Именно так в свое время Василий Попов выдавил из республиканского «Яблока» Александра Чаженгина и поставил на его место Ирину Петеляеву. Впрочем, на этот раз комбинация не была завершена…

Мат королю

Важным моментом в политшахматной жизни республики стало проведение осенне-зимнего выборного турнира-2011. В декабре выбирались депутаты карельского парламента. Выборный тренерский штаб «ЕР» возглавил лично политшахматный король республики Андрей Нелидов. Не вдаваясь в подробности той давней игры, отметим, что выступила команда «ЕР» неудачно. Список «Единой России» под руководством Нелидова получил лишь 30,12 % голосов избирателей (8 мест в парламенте). И были выиграны 11 одномандатных округов из 25-ти. Для сравнения: в 2006 году за «ЕР» проголосовали 38.92 % избирателей (11 мест), пришедших на выборы, и были выиграны 14 одномандатных округов. «Младоединороссы», естественно, обвинили во всем штаб и самого Нелидова. На заседании городского политсовета «ЕР», посвященном прошедшим выборам, было отмечено, что городской политсовет фактически был отстранен от работы, предвыборная кампания петрозаводских кандидатов не была профинансирована республиканским штабом на должном уровне, никак не использовался потенциал «рейтинговых» кандидатов-«единороссов» (читай - «алихановцев»), не были задействованы местные партийные ячейки, которых в Петрозаводске – 89, проигнорированы возможности общественных организаций карельской столицы, и т.д. Итог заседания: члены городского политсовета поставили «неуд» региональному предвыборному штабу под руководством Нелидова. Это было равносильно объявлению открытой войны внутри самой партии. Проигравшим в ней стал Андрей Нелидов, который 22 мая 2012 года был освобожден от должности главы Карелии «по собственному желанию».

Вместить в один политшахматный обзор все перипетии правления Нелидова и противостояния в этот период внутри «ЕР» не представляется возможным. Поэтому лишь подведем итог. Раздираемая внутренними противоречиями «Единая Россия» утрачивала свои с трудом завоеванные позиции в Карелии. Формально, конечно, все выглядело пристойно. Петросовет контролировался членами «ЕР», в ЗС, благодаря «пакетному соглашению» между партиями, царил относительный мир, мэром города был «единоросс» Николай Левин. Но на практике он настолько был обложен фигурами «младоединороссов», что его в политшахматных раскладах никто не брал в расчет. Петросовет под руководством тоже «единоросса» Фокина делал, что хотел, не считаясь с мнением даже регионального политсовета «ЕР». Например, еще в 2009 году Петросовет проигнорировал рекомендацию регионального политсовета назначить замом председателя Дмитрия Макеева.

Фактически соглашательская игра Нелидова, который пытался договориться с разными группировками в «ЕР» и с представителями других политических партий, не принесла ему успеха. Отчасти причина этого кроется в недостаточном политшахматном опыте Андрея Витальевича. Отчасти - в том, что бизнес-политшахматные элиты Карелии, почувствовавшие силу после отставки жесткого Катанандова, в принципе не хотели ни с кем договариваться. Они решили играть собственную игру, превратив политшахматного короля республики в «свадебного генерала» по примеру мэра Петрозаводска Левина. Кстати, в то время гуляла в Карелии байка, что Алиханов «уже повесил себе на стену «шкуры» двух губернаторов и приготовил гвоздик для третьей». Цитировал ее в свое время и сам Девлетхан Медетханович.

Однако, когда новым руководителем республики 24 мая 2012 года был назначен Александр Худилайнен, ситуация стала меняться… В Карелии началась совсем другая политшахматная игра, требующая отдельного анализа и осмысления. А обрисованный этап становления «ЕР» в Карелии проиллюстрируем афоризмом Анатолия Рахматова: «Проводя блестящую комбинацию, и, видимо, не помня себя от радости, выдающийся гроссмейстер даже не заметил, как занес доску над головой своего именитого противника...».

Читайте далее: "Политшахматы: Как шла в Карелии к власти "партия власти". Часть третья"

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Как шла к власти «партия власти». Часть вторая

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру